МБОУ
"Северодвинская гимназия №14"

164500, Северодвинск, ул.Торцева, 59
Схема проезда
Паспорт дорожной безопасности

Телефоны:

(8184)569838 - директор, секретарь

(8184)569416 - круглосуточная вахта

(8184)565888 - учительская

E-mail - gym14@mail.ru


Контактный адрес сайта sc14@epage.ru


На вопросы об организации проектной деятельности учащихся 5-7 классов
в рамках ФГОС ООО отвечает
заместитель директора по УВР Гришкова Елена Ивановна.

Список проектных работ, выполняемых учащимися 5 классов, в рамках реализации ФГОС ООО в 2015-2016 учебном году 5 А класс, 5 Б класс

Список проектных работ, выполняемых учащимися 6 классов, в рамках реализации ФГОС ООО в 2015-2016 учебном году 6 А класс, 6 Б класс, 6 В класс

Список проектных работ, выполняемых учащимися 7 классов, в рамках реализации ФГОС ООО в 2015-2016 учебном году 7 А класс, 7 Б класс, 7 В класс


1. Для чего нужны индивидуальные проекты? Это очередная дополнительная нагрузка на детей, и без того загруженных домашними заданиями.

На этот вопрос уже ответили наши ученики, которые в рамках ФГОС принимают участие в проектной деятельности. В этом году семиклассники уже в третий раз будут защищать свои работы, шестиклассники – второй.

На вопрос «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?» в конце учебного года они дали следующие ответы:
- «распределять правильно время»;
- «анализировать собственные действия»;
- «рассматривать тему с разных точек зрения»;
- «доделывать все до конца»;
- «презентовать результаты своего труда»;
- «достигать поставленной цели».

Согласитесь, это уровень более высокий, чем знание содержания учебника и умение без ошибок решать задачи или писать диктант.

Еще недавно реальными (не декларированными на бумаге, а реальными) целями тех, кто приходит учить и учиться, были примерно такими:
- реальная цель учителя — пройти программу;
- цель ученика, в лучшем случае, стать умнее, выучить то, что пригодится для экзамена, в худшем — перетерпеть годы школьной учебы.

Информационное общество 21 века ставит перед школой новые задачи: «не научить» на всю жизнь, а научить учиться всю жизнь. Вместо накопления знаний нынешних учеников ориентируют на развитие способности приобретать знания и формирование умения использовать приобретённые знания на практике.

2. Существует ли закон, который регламентирует участие каждого ребенка в проектной деятельности или это требование только нашей гимназии? И почему проекты не выполняют ученики старших классов?

Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в федеральных государственных образовательных стандартах, реализация которых закреплена новым Законом «Об образовании РФ», следовательно, каждый ученик должен быть этому обучен. Программы всех школьных предметов ориентированы на этот вид деятельности. Отметка за выполнение итогового индивидуального проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» в классном журнале и личном деле, отдельной строкой отметка за итоговый проект, согласно документам ФГОС ООО, появится в аттестате об основном общем образовании.

Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося, занимающегося по ФГОС и, поскольку в 2016-2017 учебном году по программам федерального стандарта занимаются ученики 5, 6, 7 классов, именно им предстоит защита проектов в апреле-мае 2017 года.


3. А что если ученик не выполнит проектную работу? Мой ребенок типичный троечник. Очень сомневаюсь, что он справится с заданием исследовательского характера.

«Невыполнение учеником индивидуального итогового проекта равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету» (см. Положение о проектной деятельности учащихся МБОУ «Северодвинская гимназия № 14»)

Но именно троечников и надо, в первую очередь, приобщать к проектной деятельности. Они ведь не отличаются особым прилежанием, а знания, добытые самостоятельно, в ходе собственных изысканий – самые прочные. Проектные технологии – это, прежде всего, творчество детей. Интересный проект может стать мощным стимулом, мотивирующим к изучению того или иного предмета или темы.


4. Работать над проектом дети должны в паре или можно индивидуально?

По количеству участников проекты могут быть индивидуальными, парными, малогруппыми (до 5 человек), групповыми (до 15 человек) и коллективными (класс и более в рамках школы).

Есть плюсы и минусы и тех, и других, поэтому главная задача руководителя оптимизировать работу учащихся. Так, при выполнении парного или группового проекта, каждый участник получает свой индивидуальный блок исследований, который и представляет комиссии во время защиты.


5. В чем отличие проекта от реферата?

Реферат — это краткое изложение содержания книги, статьи и т. п., а также доклад с таким изложением.

Реферат имеет следующие признаки:
• содержание полностью зависит от содержания реферируемого источника;
• содержит точное изложение основной информации без искажений и субъективных оценок;
• имеет постоянные структуры.

А проектная работа включает в себя сбор, обработку, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой проблеме, может представлять собой небольшое научное исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, ее оригинальное, авторское толкование и решение, четкую самостоятельную авторскую позицию и выводы - результат серьезного научного поиска и обобщения.

Она не допускает какие-либо виды плагиата. Использование любых видов информационных источников обязательно сопровождается ссылкой на эти источники, в том числе и Internet-ресурсы.

Проект должен иметь практическую направленность, социальную значимость, возможность применения в той или иной сфере деятельности.


6. Существуют ли какие-нибудь сроки выполнения проектной работы?

Условно, работу над проектом можно разделить на следующие этапы:

• Подготовительный (сентябрь): выбор темы и руководителя проекта.
• Основной (октябрь-март): разработка плана реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор способов представления результатов, оформление работы, предварительная проверка руководителем проекта.
• Заключительный (апрель-май): защита проекта, оценивание работы.

«Условно», поскольку в течение учебного года самые интересные, социально-значимые работы руководитель проекта может рекомендовать для участия в городских, областных конкурсах научно-исследовательских проектов.

Так, как это было, к примеру, в 2015-2016 учебном году. Ученик 5 «Б» класса Марк Неумоин в апреле 2016 года стал победителем VII областного Фестиваля технического творчества "Креатив" - регионального этапа III Всероссийской конференции "Юные техники и изобретатели", завоевал Диплом I степени научно-практической конференции "От идеи к изобретению", Дипломы I и III степени смотра-конкурса изделий технического творчества "Сопромат". А в июне принял участие во Всероссийской конференции "Юные техники и изобретатели". В Государственной Думе Марк представил Архангельскую область с проектом "Пляжный сборщик водорослей".

Может быть и другая ситуация, когда по итогам блестящей защиты работу ученика рекомендуют для участия в городском конкурсе научно-исследовательских проектов «Ученые будущего» уже следующего учебного года (см. протоколы заседаний на странице «Исследовательская деятельность и учебные проекты»)


7. Есть ли какие-то методические указания по оформлению работы?

В зависимости от типа проекта результатом может быть любая из следующих работ:

- письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);
- художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
- материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
- отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:

1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;

2) краткая пояснительная записка к проекту (объемом не более одной машинописной страницы) с указанием:

а) исходного замысла, цели и назначения проекта;
б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов;
в) списка использованных источников.

Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта.

3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы, в том числе:

а) инициативности и самостоятельности;
б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе);
в) исполнительской дисциплины.

Памятку по оформлению и структуре отчета по проектной теме каждый ученик получает во время индивидуальной консультации в распечатанном виде от руководителя проекта.


Это далеко не все проблемы, которые хотелось бы обсудить с учениками и их родителями. Обязательно вернемся к этой теме во втором полугодии, когда придет всемя подробного разговора о процедуре защиты, о критериях оценивания проектов. Готовьте свои вопросы!