15 ноября,
суббота.
Окончилась учебная неделя, но любознательные гимназисты 5
"Б", а также их родители, не спешат расставаться,
а отправляются на экскурсию в Музей авиации Севера, который
расположен в Архангельске, недалеко от аэропорта "Талаги".
Стрекаловский Сергей Владимирович, замечательный экскурсовод,
великолепный рассказчик, ответил на все интересующие пятиклассников
вопросы о формировании и развитии авиации на Севере, как военной,
так и гражданской, начиная со времён 1-й Мировой войны.
А
вопросов было множество! Когда были открыты авиалинии Северного
края? Когда и почему именно в Архангельске был открыт аэропорт?
Как выбирали место для него? Пятиклассников удивила маршрутная
карта аэросаней, на которых зимой можно было добраться в отделенные
районы. Впечатлил и тот факт, что в старые времена люди через
станцию Обозерская добирались под Архангельск для перелёта
в самые северные точки нашей страны.
Очень интересны архивные материалы и экспонаты военных времён,
бережно хранимые музеем: это и ручной пулемёт " Льюис",
пулемёт времён 1- Мировой войны, 7,71 мм калибра, который
был обнаружен в болотах Виноградовского района Архангельской
области и использовался на истребителях RAF SE.5a и Ньюпор,
и даже лопасть от винта английского самолёта 1919 года лётчика
Хмарука Александра Николаевича.
Оказывается
в Архангельске на улице Пермская (а теперь Суворова) проживал
выдающийся лётчик - художник К.К. Арцеулов, который первым
раскрыл тайну положения "штопора " для самолёта.
Гимназисты познакомились с работами Б.И. Россинского - первого
в России строителя управляемого планера, организатора Архангельского
авиаклуба; достижениями первого аса России, лётчика - истребителя
Козакова Александра Александровича, сбившего 17 немецких самолётов
в Первую мировую войну. Второго, после лётчика Петра Николаевича
Нестерова, совершившего воздушный таран самолёта противника
и оставшегося живым. Узнав подобные факты, можно понять всю
серьёзность участия авиации Севера в Первой мировой войне
и Великой Отечественной войне.
Удивительный
музей! В нем экспонаты можно не только смотреть, но и трогать
руками! Можно попробовать себя полноправным пилотом вертолета
в кабине-тренажере МИ-2 или почувствовать себя первооткрывателем
воздушного пространства за штурвалом Блерио-11, переключать
приборы управления и даже придать направление крыльям.
Если еще не были в Музее авиации Севера, советуем туда поехать!
Не обо всем написано в школьных учебниках и не все можно найти
на страницах Интернета. Ученики 5 "Б" класса теперь
это точно знают!