МБОУ
"Северодвинская городская гимназия"

164500, Северодвинск, ул.Торцева, 59

Схема проезда >>>

Телефоны:
(8184)569838 - директор, секретарь

(8184)569416 - вахта

(8184)565888 - учительская

E-mail - gym14@mail.ru

Контактный адрес сайта sc14@epage.ru

РАЗДЕЛ 7. ПРОЕКТ МОДЕРНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Моделирование воспитательной системы, построенной на основе идей педагогики успеха -
«Гимназический олимп»

7.1. Пояснительная записка

В условиях решения стратегических задач, сформулированных Национальной образовательной программой «Наша новая школа», ключевыми качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Учитывая изменения, происходящие в обществе, социальный заказ, а также определенные в ходе диагностических исследований проблемы, связанные с воспитанием учащихся, педагогический коллектив считает необходимым осуществлять воспитательную деятельность в гимназии на основе идей «педагогики успеха». Это позволит проектировать работу гимназии по созданию условий гармоничного развития личности, удовлетворения ее потребности в самореализации и уважении, по формированию ориентации на успех и достижение.

Ценностно-целевые ориентации программы соответствуют пониманию фундаментальных целей образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО и в ФГОС, в законе Российской Федерации «Об образовании», в государственном минимуме социальных услуг по воспитанию РФ:
• Гражданственность, патриотизм, уважение к правам и свободам человека, любви к Родне, семье;
• Представление о нравственности, приобщение к системе культурных ценностей;
• Трудолюбие, готовность к осознанному выбору профессии;
• Ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
• Эстетическое отношение к окружающему миру, умение видеть и понимать прекрасное, потребность и умение выражать себя в различных видах творческой деятельности;
• Организаторская культура, коммуникативные умения и навыки, активная жизненная позиция.

Главная идея модернизированной воспитательной системы заключается в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для развития личности учащегося как индивидуальности.
Основная задача педагогического коллектива – раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.
Главным результатом считает формирование у школьников способностей осуществлять личностную самореализацию и профессиональное самоопределение, активно включаться в жизнь общества, бережно сохраняя его социально-культурные ценности и творчески преобразуя и развивая их, сознательно выполнять различные социальные роли, предвидеть и разрешать возникающие жизненные проблемы, принимать ответственные решения.

Нормативно-правовая база модернизации воспитательной системы «Гимназический Олимп»:
• Конвенция ООН о правах ребенка;
• Конституция РФ;
• Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 10.07.1992) № 3266-1; в редакции федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ;
• Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".
• Распоряжение Правительства РФ от 07.04.2011 г. №163-р "О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы".
• Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 №2106 «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10….»
• Письмо Минобрнауки РФ от 25.02.2011 г. № 03-114 «О мониторинге ФГОС общего образования».
• Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» (от 19.05.1995 г.№ 82-ФЗ; в редакции федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ;
• Закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (от 28.06.1995г. № 98-ФЗ; в редакции федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ);
• Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.06.1998 г. № 124-ФЗ);
• Программа «Дети России» (2003-2006гг.);
• Законодательные акты Архангельской области;
• Устав и локальные акты МБОУ «Северодвинская городская гимназия».

Гимназические воспитательные и образовательные программы и проекты:
• «Мы вместе»
• «Полезные привычки-навыки-выбор»
• Профилактика асоциального поведения детей и подростков
• «От здоровья ученика – к здоровью нации»
• «Одаренные дети»
• Королевство «Литературия»
• «Театр, ты – мир!»
• «Северные народные традиции – детям»
• Международная программа сотрудничества в области экологии.

7.2. Аналитическая часть.

7.2.1. Анализ внешних факторов.
Современное воспитание школьников осложнено негативными процессами, которые сотрясают наше общество: кризис социальной системы; обострение политической ситуации; социальная напряженность; межнациональные распри; нарастание экономической нестабильности; криминализация жизни; ухудшение экологической обстановки; падение нравственности и др.
Ощутимо снизился уровень воспитательных функций семьи. С каждым годом уменьшается количество бесплатных кружков, секций, студий, создаваемых внешкольными центрами детского творчества. Социум практически полностью переложил воспитательные функции на школу. Задачи перед ней стоят непростые - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Анализ тех требований, которые ставит программа модернизации российского образования и школьного воспитания в формировании у подрастающего поколения качеств конкурентно-способной, социально-активной, успешной личности позволило выявить и сформулировать ряд проблем и определить пути их решения нынешней массовой школой:

7.2.2. Анализ внутренних факторов.

Воспитательную систему нельзя привнести в школу, она может зародиться и развиваться только в определенных условиях. Для каждого учебного заведения она индивидуальна и определяется типом учебного заведения, ведущей идеей, ради реализации которой создается, воспитательным потенциалом педагогов, творческим почерком директора, составом учащихся, социальным заказом родителей, материальной базой, особенностями среды.
Уровень воспитательной работы Северодвинской городской гимназии характеризуется в настоящее время стабилизацией системы, четким оформлением структурных компонентов, успешным функционированием органов самоуправления. Результаты анкетирования показывают повышение уровня воспитанности учащихся.
В опыте работы МБОУ «Северодвинская городская гимназия» существуют следующие «факторы роста», на которые можно опираться в реализации целей и задач воспитательной системы:
• достаточно высокий и стабильный кадровый потенциал;
• наличие программ дополнительного образования, прошедших экспертизу на уровне муниципального управления образования;
• развитая сеть социального партнерства;
• гимназия является городской экспериментальной площадкой по теме «Интерактивные методы обучения как средство формирования предметных компетенций», что стимулирует систематическое использование активизирующих форм организации образовательного и воспитательного процесса;
• налажена система работы с родителями, обеспечена поддержка ими инновационных процессов в школе;
• создана богатая среда для развития творческих способностей каждого ребенка, их физических возможностей за счет системы дополнительного образования;
• направленность воспитательной системы гимназии на воспитание сознательности, ответственности и активности школьников, о чем свидетельствует высокая степень представленности МБОУ СГГ в смотрах, конкурсах, соревнованиях всероссийского, регионального и муниципального уровней;
• организация ученического самоуправления.

7.3. Концептуальная часть.

Ключевая идея «Гимназического Олимпа» заключается в предоставлении ребенку свободы выбора индивидуальной траектории развития в процессе образования, создании условий для его самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности, подготовке его к принятию самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора в пользу общечеловеческих ценностей, стимулировании его к самовоспитанию, духовному саморазвитию. При этом предоставление свободы должно сочетаться с формированием у детей чувства ответственности за свои поступки, умением проектировать жизненный успех и достигать его. Поэтому задача воспитания успешной личности является приоритетной в настоящее время.
Мастерство педагогического коллектива заключается в том, чтобы создать ситуацию успеха для каждого ученика, независимо от его талантов и способностей. Задача учителя заключается в том, чтобы убедить его в этом, нацелить на успех, вселить уверенность в своих силах.
Основными показателями успешности обучения и воспитания учащихся являются:
• положительный статус ребенка как учащегося в семье;
• достижения в учебной деятельности;
• одобрение учителя;
• признание референтной группой.

7.3. 1.Целеполагание

Цель воспитательной системы «Гимназический Олимп»- создание условий для формирования личности, ориентированной на успех, способной принимать осознанные решения в ситуации выбора, обладающей социально необходимыми качествами.

Чтобы реализовать эту цель, необходимо решить следующие задачи:
1. Повышение воспитательного потенциала гимназии;
2. Создание комфортных условий в каждом классе для каждого ученика, работа над формированием дружных, сплоченных классных коллективов;
3. Поддержка творческих наклонностей детей, создание благоприятных условий для проявления каждым ребенком граж¬данской и нравственной позиции, способностей и талантов, предоставление возможности самореализоваться в воспитательном пространстве;
4. Организация помощи учащимся гимназии в обретении уверенности в своих силах на пути к достижению успеха; стимулирование внутренней активности ученика, его потребности к самосовершенствованию; развитие здорового честолюбия и осознанного стремления к успеху;
5. Активизация деятельности ученического самоуправления;
6. Формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских и коммуникативных умений и навыков;
7. Формирование у учащихся здорового образа жизни и интереса к занятиям физкультурой и спортом;
8. Активизация деятельности родителей учащихся гимназии. Создание системы педагогического взаимодействия с родителями, направленной на формирование педагогической культуры, чувства долга и социальной ответственности за воспитание и развитие детей;
9. Активизация работы по организации совместной деятельности детей и взрослых по патриотическому, интеллектуальному, научно-техническому, художественно – эстетическому, экологическому, физическому воспитанию.
10. Объединение всех участников учебно-воспитательного процесса и созда¬ние единого коллектива гимназии.
Основной путь развития ребенка – наличие привлекательных видов деятельности, поэтому именно организация самостоятельной (по преимуществу) творческой деятельности – главная забота педагогического коллектива.

Модернизация воспитательного и образовательного процессов на основе «Психологии успеха» предполагает реализацию следующих принципов:
• безоговорочное принятие ребенка, устойчиво положительное отношение к нему;
• проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;
• предоставление права на свободный выбор;
• оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
• владение способностью «чувствовать» (эмпатия) каждого конкретного ребенка;
• умение смотреть на проблему его глазами, с его позиций;
• учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка:


- типа нервной системы,
- темперамента,
- особенностей восприятия,
- памяти и мышления, способностей,
- интересов, потребностей, мотивов,
- статуса в коллективе,
- самооценки,
- сформированности положительной Я-концепции,
- активности и др.


7.3.2. Схема воспитательного воздействия на учащихся

Формы организации воспитательной деятельности:
• Воспитание в процессе обучения.
• Внеурочная деятельность.
• Внеучебная деятельность.
• Взаимодействие ОУ с семьей, общественностью, внешкольными образовательными учреждениями.

Схема педагогического воздействия на учащегося

В ходе воспитательной работы успех реализуется через формирование педагогами гимназии конкретных ситуаций.
Методы и средства реализации разнообразны: система классных часов, различные творческие конкурсы, смотры, ролевые игры, тематические недели, акции, экскурсии, спортивные соревнования. (Приложение №1)
Успех как всеобщая цель педагогического процесса даёт направление развитию всех его компонентов (принципам, содержанию, формам, методам, приёмам) и накладывает свой отпечаток на воспитательные отношения, превращая их в отношения позитивного сотрудничества.
Базируясь на исследовании положительных тенденций и выявленных нами проблем, считаем необходимым программу модернизации воспитательной системы «Гимназический Олимп» сформировать как совокупность семи проектов, выстроенных для достижения обозначенных выше целей и задач в рамках имеющихся ресурсов и действующих ограничений.



7.4. Основные направления деятельности в рамках воспитательной системы «Гимназический Олимп»

7. 4. 1. Проект «Класс года» проводится в соответствии с планом самоуправления гимназии, призван создавать оптимальные условия для развития творческого потенциала личности и сплочения классных коллективов.

Цели и задачи.
1. Развитие навыков коллективного творчества, самоуправления, социальной инициативы и утверждение активной жизненной позиции учеников гимназии.
2. Повышение престижа знаний, интеллектуальных и творческих достижений учащихся.
3. Создание системы стимулирования творческой деятельности классных руководителей, классов, родительских коллективов.
4. Повышение уровня воспитанности учащихся. Создание благоприятного психологического климата и творческой атмосферы для развития личности учащихся и успешной работы педагогов.
5. Содействие взаимосвязи коллективов, существующих в гимназии.

Направления деятельности:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
2. Воспитание социальной ответственности и компетентности.
3. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания.
4. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
5. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание).

Классным руководителям предложено составлять планы воспитательной работы исходя из реализации каждого из этих направлений с учетом вариативного подхода к формам и методам работы (см. Приложение № 2).
Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся гимназии построены с учетом нормативных документов ФГОС. (см. Приложение № 3)

Самостоятельные исследования учащихся в рамках проекта
1. Как лучше представить результаты учебной деятельности класса.
2. Как представить результаты олимпиад, конкурсов, викторин.
3. Анализ старых и поиск новых форм проведения разнообразных мероприятий класса.
4. Поиск и определение места для посещения в рамках культурно-образовательной программы, экскурсия и отчет о проделанной работе.
5. Участие класса в благотворительных акциях, поиск выбора форм представления своих результатов.
6. Трудовое воспитание – нужно ли оно?
7. Участие родителей в жизни класса.

7.4.2. Проект «Умники и умницы»

Цель: выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей.
Задачи:
1. Разработка системы диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей на всех этапах обучения в гимназии.
2. Определение и использование при организации образовательного процесса методов и приёмов, способствующих развитию самовыражения одарённых детей.
3. Организация мероприятий для повышения социального статуса талантливых детей: олимпиад, интеллектуальных марафонов, викторин, турниров знатоков, научно-практических конференций и др.
4. Поддержка талантливого ребёнка совместно с родителями в реализации его интересов в школе и семье (тематические родительские собрания, круглые столы с участием детей, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники, посещение кружков и секций по способностям).
5. Методическое обеспечение работы с одарёнными детьми (повышение уровня профессионального мастерства педагогов, организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми, научно-методическое и информационное обеспечение проекта).


7.4.3. Проект «Олимпийский резерв» основной целью ставит формирование у учащихся привычки к здоровому образу жизни и интереса к занятиям физической культурой и спортом.

Задачи:
1. Пропаганда значения ценности здорового образа жизни в общекультурном, профессиональном и социальном развитии среди учащихся гимназии.
2. Привлечение максимально возможного количества учеников и их родителей к занятиям физической культурой для сохранения здоровья и улучшения работоспособности.
3. Профилактика вредных привычек среди учащихся.
4. Профилактика правонарушений, употребления и зависимости от психоактивных веществ.
5. Популяризация занятий спортом среди учащихся гимназии.

7.4. 4. Проект «Акулы пера»

Цели: Создание условий для развития творческого потенциала учащихся в информационном медийном пространстве, содействие формированию гражданско-патриотических ценностей.
Задачи:
1. Выявление и поддержка талантливых и перспективных юных поэтов, писателей и журналистов.
2. Формирование базовых представлений о средствах массовой информации.
3. Предоставление детям и подросткам возможности творческой самореализации. Организация работы гимназической газеты, сайта, создание радио- и телевизионных программ силами учащихся, выпуск литературного альманаха.
4. Организация социального партнерства с профессионалами медиасферы.
5. Стимулирование и поощрение достижений учащихся в данном направлении.

Актуальность проекта:
Детско-юношеская журналистика в настоящее время популярна. Появляются регулярно выходящие школьные газеты, программы радио, телевидения. У этих процессов есть свои социально-исторические причины, но гораздо важнее их последствия: у подростков, принимающих участие в выпуске школьных СМИ, легче проходит переходный период, они, как правило, легче справляются с возрастными психологическими проблемами, быстрее проходят социализацию, становятся активными личностями со сформированной гражданской позицией. Кроме того, обогащается, развивается их духовный и нравственный мир. Журналистская деятельность – мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учебе. Эта работа способствует сплоченности детей, повышению их коммуникативных особенностей, повышению их социального статуса, развитию личностного роста, определению своей дальнейшей профессии
В 2012 г. Гимназической газете исполнилось 10 лет. Она ежегодно принимает участие в городских конкурсах школьных изданий и неизменно получает Дипломы победителей и призеров. Время не стоит на месте. Новые информационные технологии позволяют расширить на базе гимназии поле деятельности для творчества учащихся – создавать не только печатные издания (газету и литературный альманах), но и электронные (рубрики на гимназическом сайте), видеоматериалы (школьное ТВ), радиопередачи.

Виды деятельности:
1. Обучение владению словом, сюжетом; основам стилевой игры; способам создания характеров персонажей; жанровым особенностям журналистского дела; психологическим свойствам работы СМИ;
2. Самостоятельная работа учащихся по сбору и обработке материалов.
3.Ознакомление с техническим процессом производства периодического печатного издания (с совокупностью правил, методов организации СМИ).
Формы деятельности:
- коллективная;
- групповая;
- индивидуальная.

Ожидаемые результаты проекта:
Получение необходимых знаний и формирование умений, необходимых для организации и осуществления деятельности школьных СМИ. Раскрытие и развитие творческих способностей учащихся; предоставление возможности для общественного признания, оценки, самореализации; создание условий для продолжения образования в сфере журналистики; профориентация; выявление организаторских способностей детей.

7.4.5. Проект «Грани творчества» реализует основные идеи и цели системы дополнительного образования детей в художественно-эстетическом направлении:

• развитие мотивации детей к познанию и творчеству;
• содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации в современном динамическом обществе;
• приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и искусству;
• сохранение и охрана здоровья детей.

Концептуальной идеей, определяющей содержание проекта, является системный комплексный подход к процессу обучения искусству выразительного чтения и слова, музыкально-этнографическому искусству, воспитанию творческой личности (многие темы взаимосвязаны и интегрированы со школьной деятельностью детей, а процесс обучения направлен на каждого ученика, его индивидуальные особенности, интеллектуальное и личностное развитие в коллективе единомышленников). Такой подход к процессу дополнительного образования является необходимым условием его успешной реализации, итогом которой станет наиболее полное раскрытие личности ребенка, самоутверждение и самовыражение через театральную, музыкально-этнографическую деятельность, способность ребенка к плодотворному сотрудничеству и коллективному творчеству, умение использовать творческие начала в своей личной и общественной деятельности на благо отечества. Новизна подхода к модернизации системы заключается в утверждении, что элементы бинарного (синтетического) образования будущего необходимо систематически и планомерно вводить в практику дополнительного образования уже сегодня, для чего педагоги должны подробно ознакомиться с учебными образовательными школьными программами.

В модели обучения системы дополнительного образования необходимо заложить возможности осуществления образовательных системных связей, как внутренних (внутри одного занятия, темы, раздела, годичного и всего времени обучения), так и внешних (планомерная взаимосвязь с базовыми учебными предметами: литературой, русским языком, историей, мировой культурой, ИЗО, трудом, иностранными языками, физическим воспитанием, биологией, географией и даже физикой). Такая взаимосвязь повышает познавательный интерес учащихся, прививает любовь к базовым учебным предметам, помогает детям завоевать уважение учителей и одноклассников. Поэтому для школьного дополнительного образования интегрированное комплексное обучение актуально, жизненно необходимо и педагогически целесообразно.

Конечной целью дополнительного образования является создание в каждой из студий яркого детского коллектива единомышленников, в котором каждый ребенок мог бы максимально раскрыть свою индивидуальность.

Для успешного развития творческих способностей детей соблюдаются следующие условия построения творческого процесса:
• создание такой доброжелательной, творческой атмосферы в коллективах, при которой занятие ощущается как праздник, каждый студиец осознает себя творцом, художником, активно вовлекается в творчески-преобразующую деятельность, дающую возможность самовыражения личности каждого школьника;
• использование только положительной мотивации школьников на осознанное овладение системой знаний, умений и навыков;
• использование деятельностно-практических стимулов (игра, соревнование) и словесно-деятельностных стимулов (проблемно-поисковый, общественно-оценочный, эмоционально-образный);
• реализация образовательно-воспитательных программ, предполагающих многообразие, вариативность и свободу выбора детьми различных форм деятельности;
• синтез стихийной игровой деятельности и строгой дисциплины (дисциплина становится потребностью каждого студийца).

В гимназии сильны традиции организации дополнительного образования. Театр-студию «Ключ» и фольклорный ансамбль «Прялица» знают не только в городе, но и в области, как победителей многочисленных конкурсов и фестивалей, участников тематических концертных программ. Интеграция курсов создаёт мотивацию к изучению исторических, литературных, музыкальных материалов, что, в конечно итоге, поднимает уровень постановок. Оба коллектива имеют дипломы, грамоты, неоднократно были отмечены ценными подарками, получая высокую оценку жюри.

Такие результаты можно было бы считать положительными, но образовательные программы студий не ставят своей целью профессиональную ориентацию участников, а дипломы и первые места не являются самоцелью. Главная цель проекта - воспитание ярких индивидуальностей, которые предъявляют высокие требования к своей творческой деятельности, замечают и оценивают по достоинству сильные стороны своих товарищей, ощущают себя неотъемлемой частью коллектива, готовят себе замену из младших участников ансамбля, критически относятся к своим успехам и без зависти к успехам своих соперников. И то, что эта цель реализуется, доказывает скромное поведение участников ансамбля после успешных выступлений на смотрах и фестивалях, доброжелательное отношение к соперникам, стремление подружиться с ними, умение восхищаться успехами других самодеятельных коллективов.

Главная цель педагогов – найти пути совершенствования, так как к успеху нужно устремляться вновь и вновь с новыми наборами детей, которые, возможно, продиктуют другие промежуточные задачи, формы и методы учебно-воспитательного процесса, потребуют обновления диагностических методик, повышения педагогического мастерства руководителя, улучшения и расширения учебно-методического комплекса.
Проект «Грани творчества» предполагает гибкость, подвижность, готовность к возможным изменениям своих компонентов в соответствии с новыми научными веяниями в педагогике и психологии, потенциалом международного сотрудничества гимназии со школами США и Германии.

7.4.6. Проект «Двенадцатый класс» является целевой программой по совершенствованию семейного воспитания и повышению педагогической культуры родителей.

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей, гуманизация семейных отношений
Задачи проекта:
1. Организация целенаправленного просвещения родителей (законных представителей) по вопросам воспитания детей с использованием активных форм просветительской деятельности, обучение родителей распознаванию и пониманию изменений, происходящих с детьми.
2. Развитие у родителей (законных представителей) навыков и умений, связанных с конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребёнок;
3. Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик – родитель (законный представитель)»;
4. Пропаганда лучшего семейного опыта воспитания.
5. Привлечение представителей родительской общественности к активному участию во всех делах гимназии: к организации и проведению мероприятий, занятий в творческих объединениях, конкурсов и соревнований.

Направления деятельности:
1. Психолого-педагогический всеобуч родителей (законных представителей).
2. Совместная деятельность родителей (законных представителей) и учащихся.
3. Включение родителей (законных представителей) в управление образовательным учреждением.

Реализация проекта предполагает изменение форм и методов работы с родителями. К примеру, в ближайшие годы родительские собрания в классах будут носить тематический характер. В процессе их подготовки и проведения планируется участие не только администрации, но и социальной, психологической, медицинской, финансовой службы гимназии. Тематика собраний будет разрабатываться на основе широкого анкетирования и социологических опросов, что даст возможность быстро и адекватно реагировать на социальные запросы. Эта тематика должна носить острый, конфликтный характер, учитывать первостепенные родительские проблемы, быть практически направленной. К примеру: «Если ребёнок попадает в дурную компанию…», «Как направить и развить талант», «Отцы и дети «опасного» возраста», Выбор пути: призвание или деньги?» и т.п.

7.4.7. Проект «Наставник». Организация педагогической поддержки на всех этапах модернизации воспитательной системы.

Идеальная цель: формирование гармоничной, всесторонне развитой личности.
Реальная цель: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание ребенка) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.

Результативность воспитательного процесса во многом зависит от правильно организованной педагогической поддержки, которая обеспечивает процессы становления индивидуальности человека:
• самостоятельныйвыбор – нравственное, гражданское, профессиональное самоопределение;
• преодоление препятствий самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности.

Она осуществляется не только в процессе обучения. Гимназия работает над созданием дополнительных пространств самореализации учащихся с учётом урочной и внеуроч-ной деятельности, расширения форм участия родителей и соци¬альных партнёров по направлениям социального воспитания.

Тактика педагогической поддержки.
1. Тактика защиты. Педагог:
• через позицию «педагогической адвокатуры» защищает ребёнка от негативных обстоятельств, блокирующих его активность и развитие;
• через позицию «буфера» смягчает негативные обстоятельства;
• развивает в ребёнке способности избавляться от страха перед обстоятельствами.
2. Тактика помощи рассчитана на то, чтобы ребёнок обязательно начал действовать. Но для того, чтобы он это сделал добровольно, ему необходимо «узнать вкус успеха».
3. Тактика содействия. Педагог поддерживает право своего ученика на выбор, но не разделит с ним ответственности за принятое решение. Ответственность педагога в том, чтобы помочь ребёнку расширить представления о возможном спектре последствий. Поразмышлять, поделиться своим опытом, но не брать ответственность за выбор.
4. Тактика взаимодействия. Ребёнок обретает опыт проектирования совместной деятельности. Взрослый при этом может реально продемонстрировать ребёнку различные культурные способы, которые помогают ему и ребёнку становиться более эффективными и успешными в своей совместной деятельности. У педагога создается уникальная ситуация напрямую «вживлять» в естественную ткань развития ситуации культурные формы организации и управления ею.

Содержание воспитательного процесса:
• культура жизненного самоопределения;
• культура семейных отношений;
• экономическая культура и культура труда;
• политическая, демократическая и правовая культура;
• интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура;
• экологическая культура;
• художественная культура;
• физическая культура.

Направления деятельности:
I.Организационно-координирующее:
1. установление и поддержка связи школы и семьи (лично, вместе с социальным педагогом, педагогом-организатором);
2. организация внеурочной деятельности детей (проведение различных мероприятий);
3. работа с учителями данного класса, социальным педагогом, руководителями студий дополнительного образования, спортивных секций;
4. индивидуально-педагогическая работа с каждым учащимся и коллективом в целом с учетом данных мониторинга личностных качеств, социального работника и личных наблюдений.
II. Коммуникативное:
1. формирование позитивных взаимоотношений между детьми, управление взаимоотношениями в классе;
2. формирование оптимальных отношений в системе «учитель – ученик»
.

7.5. Механизм реализации воспитательной программы.

Воспитательная система «Гимназический Олимп» предусматривает на 2 этапе программы создание ученического портфолио успешной личности. Портфолио развития - это фиксация шагов на пути реализации выбранных ориентиров личностного роста

Форма портфолио, методы работы администрации, классных руководителей, учителей-предметников, самих учащихся регулируются локальным актом гимназии «Положением об оценке индивидуальных образовательных достижений обучающихся» (см. Приложение № 4)
Программа классных часов по созданию портфолио успешной личности направлена на содействие личностному росту учащихся, которое проявляется в раскрытии внутреннего потенциала школьников, формировании жизненных навыков, необходимых для умения строить взаимоотношения, поддержании учебных целей и стремления ученика к самосовершенствованию, воспитании гражданской позиции и социальной активности.

7.6. Управление проектом модернизации воспитательной системы.

Управление развитием воспитательной системы осуществляется через конкретизацию целей воспитания, расширение ведущих видов деятельности, реализацию проектов.
1. Стратегическое руководство и контроль осуществляет директор гимназии.
2. Тактическое руководство осуществляют заместители директора. Они же являются координаторами проектов.
3. Руководители кафедр осуществляют методическую помощь и выявляют состояние программного обеспечения.
4. Педагог-организатор осуществляет различную совместную деятельность учащихся. Педагоги являются консультантами в работе органов самоуправления. Педагоги дополнительного образования, руководители кружков, секций осуществляют оперативное управление, т. е. действия в имеющихся условиях.
5. Учащиеся осуществляют самоуправление.
6. Родители, взаимодействуя с педагогическим коллективом гимназии, также являются участниками учебно-воспитательного процесса.

В течение каждого этапа осуществляется мониторинг качества решения каждого раздела программы, публичная презентация промежуточных результатов.
Результаты реализации проекта обсуждаются на педагогическом совете гимназии, проводимом административной командой.
По итогам анализа результатов каждого этапа осуществления проекта делается анализ работы коллектива и составляется планирование реализации следующего этапа.

7.6.1. Ученическое самоуправление
Важное место в процессе реализации проекта модернизации воспитательной системы занимает ученическое самоуправление, так как оно способствует личностному росту гимназистов, развитию их ответственности и самостоятельности. Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную позицию, умели отстаивать её, а если необходимо – приходить к компромиссам, были творчески активными, инициативными, самостоятельными.

Задачей в организации ученического самоуправления следует считать преодоление любых признаков формализма. Сегодняшние дети вполне склонны к конкретной деятельности, если совпадают их представления о собственной выгоде и о пользе для окружающих. Им интересно играть роли, выступать с концертными номерами – значит это литературная гостиная, школьный театр, концерты для детского дома, новогодние представления для малышей. Если они считают для себя полезным научиться азам исследовательской работы – это конкурсы исследовательских работ, научно-практические конференции.

Если у них тяга к интеллектуальной соревновательности – это школьные, городские, областные и Всероссийские предметные олимпиады, викторины, брэйн-ринг и др. Если они хотят попробовать себя в роли учителя – это день самоуправления. Если они хотят попробовать себя во власти – работают в Ученическом Совете гимназии.

Цель ученического самоуправления - формирование у обучающихся таких социально - личностных качеств, как коммуникабельность, готовность к управленческой работе, толерантность, креативность.

Как правило, самоуправление образовательного учреждения проходит через следующие этапы:
• Планирование деятельности коллектива;
• Организация деятельности;
• Анализ работы;
• Подведение итогов и принятие решений, внесение корректив.

Задачи:
• Определение организационной структуры ученического коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся;
• Организация деятельности органов ученического самоуправления;
• Создание стимулов для самостоятельной деятельности и поддержка инициативы учащихся;
• Формирование актива гимназии, анализ результативности работы актива;
• Реализация прав участников органов самоуправления на свободу мнений, свободу слова, равноправие, самоутверждение;
• Формирование ответственного отношения у обучающихся за себя, коллектив, гимназию;
• Укрепление духа сотрудничества, взаимопомощи и взаимопонимания между учащимися и педагогами.

Спектр социальных функций учащихся гимназии в рамках системы самоуправления очень широк:
• участвовать в принятии решений Ученического Совета;
• решать вопросы, связанные с самообслуживанием, поддержанием порядка, дисциплины, дежурства и работы в гимназии;
• контролировать выполнение учащимися основных прав и обязанностей;
• защищать права обучающихся на всех уровнях управления школой.

Только активная и социально значимая деятельность учащихся ведёт их к формированию личности, способной с успехом адаптироваться в современном мире.
Принцип самоуправления гимназии реализуется через Совет командиров и Ученический Совет гимназии, обеспечивающий развитие социально активной личности.

Самоуправление приучает ученика к осознанной постановке целей, планированию деятельности, анализу и самоанализу (осознаванию себя в деятельности), контролю, самоконтролю и самокоррекции, тем самым, формируя основы личностного роста.

7.6.2. Создание эффективной системы внеучебной воспитательной работы

Внеучебная деятельность это неотъемлемая часть системы воспитательной работы в гимназии. Она столь же приоритетна, как и учебная. Для учеников она сугубо добровольна, для педагогов — часть выполняемых ими функций.
Степень участия преподавателей во внеучебной работе со школьниками может служить показателем полноты и ответственности в выполнении должностных обязанностей и в этом качестве – оцениваться. Новый подход к оплате труда позволяет материально стимулировать внеклассную работу не только классных руководителей и педагогов дополнительного образования, но и учителей предметников. Поэтому одной из задач создания системы внеучебной воспитательной работы является мониторинг внеклассной деятельности каждого педагога.

Основные направления внеучебной деятельности:
1. Организационная и информационно-методическая работа (курирование работы классных руководителей, Совета гимназии, планирование внеклассной работы кафедр, выпуск гимназической газеты, работа сайта).
2. Воспитание гражданственности, патриотизма.
3. Нравственное воспитание.
4. Трудовое воспитание.
5. Спортивно-оздоровительное воспитание.
6. Экологическое воспитание.
7. Художественно-эстетическое воспитание.
8. Взаимодействие ОУ и общественности.
9. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)

Виды внеучебной деятельности, осуществляемые педагогами гимназии:
1. Игровая деятельность (ролевые, деловые, социально-моделирующие игры).
2. Познавательная деятельность (викторины, конкурсы, познавательные беседы, исследовательские проекты, олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны).
3. Проблемно-ценностное общение (этические беседы, дебаты, тематические диспуты, проблемно-ценностные дискуссии).
4. Досугово-развлекательная деятельность (культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки, концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы, организация благотворительных концертов).
5. Художественное творчество (организация выставок рисунков, плакатов, фотографий, фестивали искусств, постановка спектаклей)
6. Социальное творчество (Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми), волонтерская деятельность, социальные проекты).
7. Трудовая деятельность (дежурство по гимназии, генеральные приборки в кабинетах, экологические десанты, конкурсы домашних ремесел).
8. Спортивно-оздоровительная деятельность (организация спортивных секций, проведение бесед о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах, подготовка гимназических спортивных турниров, участие в социально значимых спортивных и оздоровительных акциях-проектах).

7.7. Критерии, показатели и способы изучения эффективности воспитательной системы.

Анализ эффективности воспитательной системы гимназии проводится на основе данных, полученных при обработке результатов мониторинга, проводимого ежегодно по отдельному графику в каждом классе. Поскольку программа модернизации воспитательной системы Северодвинской городской гимназии рассчитана на период с 2013 по 2017 годы, за исходное состояние уровня воспитанности учеников СГГ будут приняты результаты входящей диагностики за 2012-2013 учебный год (см. Приложение № 5).
Мониторинг воспитательной деятельности – наблюдение, изучение, анализ и прогноз состояния воспитательного процесса в ОУ.
Цель мониторинга: не персонифицированная оценка образовательной деятельности МБОУ «СГГ» в части духовно-нравственного развития и воспитания с целью оптимизации учебно–воспитательного процесса.

Предмет мониторинга:
1. Личность самого воспитанника – главный показатель эффективности процесса воспитания.
2. Детский коллектив – важнейшее условие для развития личности.
3. Условия, обеспечивающие эффективность развития личности.
Алгоритм организации и проведения мониторинга эффективности воспитательного процесса
1. Определение цели и задач мониторинга.
2. Подбор критериев и показателей для определения результативности процесса воспитания учащихся.
3. Выбор методик изучения.
4. Подготовка диагностического инструментария.
5. Исследование испытуемых.
6. Обработка и интерпретация результатов мониторинга.
7. Анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.

Мониторинг эффективности воспитательной деятельности коллектива Северодвинской городской гимназии (см. ссылку)

7.8. Ожидаемые результаты.

1. Развитие кадровой структуры гимназии с целью организации внеурочной работы и дополнительного образования.
2. Упорядочение компонентов воспитательной системы школы на основе реализации единых целевых программных установок, общего цикла воспитательных мероприятий. Использования единой системы диагностики, единого центра управления механизмом реализации программы.
3. Повышение статуса ученика и значимости воспитания внутри гимназии.
4. Повышение социальной активности учащихся (на уровне гимназии, города, области, в международных программах).
5. Создание условий для развития неформального образовательного процесса через сотрудничество учителей, учащихся и их родителей.
6. Повышение педагогического и культурного уровня родителей.
7. Активное участие родителей в органах самоуправления гимназии.


<<<к предыдущему разделу______________________________к следующему разделу>>>