МБОУ
"Северодвинская городская гимназия"

164500, Северодвинск, ул.Торцева, 59

Схема проезда >>>

Телефоны:
(8184)569838 - директор, секретарь

(8184)569416 - вахта

(8184)565888 - учительская

E-mail - gym14@mail.ru

Контактный адрес сайта sc14@epage.ru

РАЗДЕЛ 8. МОНИТОРИНГ КАК МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

8.1. Анализ исходного состояния проблемы


Концепция модернизации российского образования, переход на новые ФГОСы и последние правительственные документы по вопросам образования предусматривают ряд приоритетных мер по обеспечению качества образования и созданию системы его отслеживания, в том числе - определение комплекса критериев, процедур и технологий оценки, организацию педагогического мониторинга и его использование в качестве инструмента управления качеством образования.

Первые шаги в решении этой проблемы уже сделаны: совершенствуются государственные образовательные стандарты как общественно необходимый норматив, разрабатываются критерии и показатели качества разного уровня образования, накапливается эмпирический опыт организации педагогического мониторинга в образовательных учреждениях и т.д.

Однако, при изучении вопроса «Педагогический мониторинг как механизм управления качеством образования» определяется ряд проблем:
• нет четкого толкования качества образования;
• в существующих подходах качество образования оценивается преимущественно по результатам, в которых главное место отводится их когнитивным аспектам;
• не всегда принимаются во внимание состояние школьных условий, содержание и организация образовательного процесса, в которых эти результаты были получены;
• наряду с имеющейся системой теоретических разработок, нет готовых методик оценки качества образования и его результатов;
• низкая ИКТ – компетентность среди учителей-предметников не позволяет своевременно внедрять мониторинговые компьютерные технологии.

Собранная на основе традиционных диагностик информация оказывается преимущественно количественной, усеченной и недостаточной для объективного анализа и оценки состояния качества образования в школах. Она не обладает необходимой прогностической силой, и поэтому на ее основе невозможно принятие адекватных управленческих решений относительно обеспечения качественного образования.

Таким образом, перед коллективом гимназии встала задача создания собственной системы педагогического мониторинга.

8.2. Концептуальная часть


Для эффективного мониторинга деятельности гимназии необходимо создание модели, которая не только давала бы возможность по цифрам отчетности быстро, наглядно и объективно получать информацию о состоянии дел в образовательном процессе, но и повышать успеваемость и качество обучения наших учащихся.

Существующие в настоящее время подходы к организации и управлению мониторинга качества образования не дают на 100% желаемых результатов. Оценивая деятельность гимназии, мы формально учитываем выполнение программ, проценты учащихся, успевающих по всем предметам, качественную успеваемость, результаты выполнения практических и контрольных работ, количество медалистов, победителей олимпиад и т.п. Анализируя в практической деятельности эти составляющие, мы не можем с точностью определить, насколько уровень образования в гимназии приближен к нормативам, а можем лишь определить те звенья, которые необходимо совершенствовать. Изучение вопроса качества образования привело нас к определенным выводам.

Для определения качества образования необходимо:
• сформировать критерии и показатели оценки качества образования;
• разработать базу контрольно – измерительных материалов для оценки качества образования;
• провести работу с педагогическим коллективом по изучению вопроса качества образования, что позволит увидеть те направления и элементы образовательного процесса, которые следует совершенствовать;
• организовать системную деятельность в данном направлении.
Разработанная программа «Педагогический мониторинг как механизм управления качеством образования» направлена:
• на создание механизмов устойчивого развития качественно новой модели мониторинга, обеспечивающей образование, соответствующее социальному и региональному заказам;
• предполагает системную организацию управления качеством образования и определяет важнейшие психолого-педагогические условия, обеспечивающие его успешность.

Теоретическими предпосылками разработки программы стали работы, связанные с проблематикой исследования:
• качества образования и управления (М.М. Поташник);
• совершенствование управления образовательными системами (Т.Н. Шамова);
• информатизация образовательного процесса (Д.Ш. Матрос);
• обеспечение управления качеством образования (В.П. Панасюк);
• технологии проектирования и применение региональных систем (В.П. Панасюк);
• продуктивные модели мониторинга (А.С. Белкин и Н.К. Жукова, Т.А. Строкова, Е.И. Терзиогло Л.В. Туркина, В.И. Грибанов, В.К. Муратова, Л.Д. Назаровой и др.).
Мониторинг представляет собой управляющую систему, координирующую взаимосвязи между формированием информационной базы, анализом состояния образовательного процесса или отдельных его элементов, риск-планированием деятельности ОУ. Исходя из своих функций, мониторинг включает в себя:
• наблюдение с целью контроля, оценки и последующего прогноза;
• систему получения данных для принятия решений;
• независимую экспертизу состояния образовательного процесса;
• обеспечение обратной связи в системе управления;
• информационную базу управления.

Модель, создаваемая в настоящее время в МБОУ «Северодвинская городская гимназия», базируется на определенных принципах, основными из которых являются:
1. Направленность системы мониторинга на реализацию разработанной программы развития гимназии. Для того чтобы быть эффективным, мониторинг должен носить стратегический характер, т.е. отражать основные приоритеты развития учебного заведения.
2. Многофункциональность мониторинга. Он должен обеспечивать контроль реализации приоритетных показателей образовательного процесса с учетом факторов риска не только по образовательному учреждению в целом, но и в разрезе отдельных его центров ответственности (классов, параллелей, предметов, отдельных учащихся), предусматривать возможность сравнения контролируемых показателей со средними показателями в городе, области, в целом по РФ.
3. Ориентированность мониторинга на количественные стандарты. Эффективность управляющих действий значительно возрастает, если контролируемые стандарты деятельности выражены конкретными количественными показателями. Это не означает, что мониторинг не должен охватывать качественные аспекты — речь идет лишь о том, что эти качественные аспекты должны быть выражены в системе количественных стандартов, что исключит различное их толкование.
4. Соответствие методов мониторинга специфике методов анализа и планирования.
5. Своевременность операций мониторинга. Своевременность заключается не в высокой скорости или частоте осуществления контрольных и функций, а в адекватности периодов контрольных и корректирующих действий администрации гимназии. Главное условие своевременности мониторинга заключается в следующем: он должен носить характер «раннего предупреждения кризисного развития», т.е. позволять устранять текущие проблемы всех компонентов образовательного процесса прежде, чем они примут серьезный характер.
6. Гибкость построения мониторинга. Система мониторинга должна быть построена с учетом возможности приспособления к тем изменениям, которые происходят в сфере образования, к новым нормам; к новым технологиям и методам.
7. Простота построения мониторинга. Простейшие формы и методы мониторинга, построенного в соответствии с его целями, требуют меньших усилий администрации и преподавательского состава гимназии, менее трудоемки и, как правило, более экономичны. Чрезмерная сложность построения контроля, его избыточность, может быть не понята и не поддержана педагогическим коллективом, поскольку потребует значительного увеличения времени на его реализацию, а не на учебный процесс.

Основные этапы построения системы мониторинга в гимназии.
1. Построение системы информативных отчетных показателей по каждому виду контроля, так называемую «первичную информационную базу», необходимую для последующего анализа.
2. Разработка системы обобщающих (аналитических) показателей, отражающих фактические результаты достижения предусмотренных количественных стандартов контроля.
3. Определение структуры форм контрольных отчетов. Для обеспечения эффективности мониторинга все формы отчета должны быть стандартизированы и содержать следующую информацию:
• фактически достигнутое значение контролируемого показателя (в сопоставлении со средними показателями по городу, области, РФ, результатами предыдущего учебного года, и т.п.);
• размер отклонения фактически достигнутого значения контролируемого показателя;
• выявление причин объяснение причин отрицательных отклонений по показателю в целом и отдельным его составляющим.
4. Определение контрольных периодов по каждому виду диагностического контроля.
5. Установление размеров отклонений фактических результатов рассматриваемых показателей от установленных стандартов. При этом по относительным показателям все отклонения подразделяются внутри группы:

• положительное отклонение;
• отрицательное «допустимое» отклонение;
• отрицательное «критическое» отклонение.

6. Выявление основных причин отклонений. По каждому «критическому отклонению» должны быть выявлены вызвавшие их причины.
7. Система действий администрации по устранению отклонений заключается алгоритме:

• «Ничего не предпринимать». Эта форма реагирования предусматривается в тех случаях, когда размер отрицательных отклонений значительно ниже предусмотренного «критического» критерия.
• «Устранить отклонение». Такая система действий предусматривает процедуру поиска и реализации резервов по обеспечению выполнения рабочих программ, целевых проектов, плановых или нормативных показателей. В качестве таких возможностей может быть рассмотрена целесообразность введения системы наставничества с молодыми специалистами, усиления режима контроля за исполнительской дисциплиной членов коллектива, работа с родителями отдельных учащихся и классных коллективов и т.п.
• «Изменить систему учебных планов, целевых программ ОУ». Такая крайняя система действий предпринимается в тех случаях, если возможности нормализации отдельных аспектов, подверженных факторам риска, ограничены или вообще отсутствуют.

Систему мониторинга в МБОУ «СГГ» необходимо соотнести с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и направить на комплексное динамическое отслеживание процесса, определяющего количественно – качественные изменения. Наряду с показателями личной результативности учащихся (обученность, воспитанность, развитость, сохранение физического и психического здоровья) проводить анализ системных показателей организации образовательного процесса, функционирования и развития образовательного учреждения:


• организация и развитие образовательного процесса;
• управление образовательным процессом, различные формы обучения в гимназии;
• уровень выполнения государственных программ;
• уровень инновационных процессов;
• профессиональное образование педагогов (результаты аттестации и повышения квалификации педагогов);
• участие педагогов в профессиональных конкурсах;
• уровень информатизации обучения и управления;
• показатели владения учителями информационными технологиями;
• состояние и развитие материально – технической базы (показатели оснащенности кабинетов, фонд школьной библиотеки, учебно-методические комплексы по предметам).

8.3. Цели, задачи и основные направления реализации программы

Цели программы определяет «Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования», разработанное в гимназии:
• формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в школе;
• получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
• предоставления всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования;
• принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
• прогнозирование развития образовательной системы школы.

Основные направления:
• разработка модели мониторинга качества образования в гимназии;
• разработка плана действий в ходе реализации программы по основным направлениям деятельности: образовательному, воспитательному, методическому, здоровьесберегающему;
• корректировка содержательной, организационной, управленческой сторон в процессе реализации программы;
• определение эффективности применяемых методик для оценки качества образования;
• оценка эффективности программы.
Задачи программы:
• проанализировать состояние организации и управления мониторингом качества образования в гимназии;
• изучить опыт и достижения науки и практики в области построения и применения систем мониторинга в образовательном учреждении;
• разработать модель мониторинга в гимназии;
• осуществить отбор, адаптацию и проектирование оценочно – критериальных комплексов, методик и способов получения информации о качестве образования в гимназии;
• подготовить нормативно-методические документы для обеспечения мониторинга качества образования в гимназии;
• разработать информационно-экспертную систему для сведения, обобщения, классификации и анализа информации мониторинговых исследований;
• создать информационный банк по теме: «Мониторинг качества образования в гимназии.

Оценка качества образования осуществляется посредством:
• системы внутришкольного контроля;
• общественной экспертизы качества образования;
• лицензирования;
• государственной аккредитации;
• государственной (итоговой) аттестации выпускников;
• мониторинга качества образования.

В качестве источников данных для оценки качества образования используются:
• образовательная статистика;
• промежуточная и итоговая аттестация;
• мониторинговые исследования;
• социологические опросы;
• отчеты работников школы;
• посещение уроков и внеклассных мероприятий.

8.4. Этапы реализации программы

Мониторинг - это не только система, но и процесс, который включает в себя три этапа: подготовительный (организационный), собственно исследовательско-аналитический и заключительный этап.

1.Подготовительный этап. (2011-2012).

Подготовительный этап является основополагающим в педагогическом мониторинге. Он начинается с подбора специалистов: опытных педагогов, представителей администрации, руководителей кафедр. На подготовительном этапе разрабатывается программа мониторинга. Заранее обсуждается суть предполагаемой работы, уточняются формулировки предмета, цели, задач аналитической работы, ожидаемые результаты.
На этом же этапе определяют методы исследования и подбирают или сами разрабатывают диагностический инструментарий. Подобранные и разработанные методики должны обеспечивать достаточность информации, ее объективность, достоверность и надежность, однозначность трактовки полученных результатов, их сопоставимость с результатами, полученными иными методами исследования. Кроме того, они должны быть удобны в сборе и обработки информации и позволять отслеживать изучаемые явления в динамике. На этом же этапе необходимо продумать способы обработки, хранения и распространения информации.

Заканчивается подготовительный этап разработкой и утверждением плана (программы) мониторингового исследования, который включает в себя периодичность и сроки сбора и предоставления информации по каждому из показателей: список ответственных за сбор, обработку и предоставление информации, сроки проведения специальных совещаний по анализу и обобщению результатов мониторинга.

Основные виды деятельности:
1. Анализ состояния организации управления мониторингом качества образования в гимназии.
2. Изучение и подготовка нормативной базы.
3. Определение показателей мониторинга и создание банка данных.
4. Разработка рабочего инструментария для проведения мониторинговых исследований.

2. Основной (2013-2015)

В процессе реализации программы осуществляется сбор разносторонней информации о качестве образования, ее обработка, систематизация, глубокий анализ полученных результатов.
Анализ результатов достаточно сложен и подчиняется общим требованиям к анализу как методу исследования. Он требует учета целого ряда дополнительных факторов, хорошего знания процессов, происходящих в образовании. Исследователи, осуществляющие анализ, должны обладать высокой квалификацией, универсальностью мышления, целым рядом практических навыков, опытом педагогической работы.
Оценка полученных в ходе анализа данных, как и любая оценка, устанавливают абсолютную или сравнительную ценность какого-то объекта, выступает как индикатор определенных достижений. Оценка вскрытых в процессе мониторинга фактов может быть осуществлена на основе динамики результатов по отдельным показателям.
Основные виды деятельности:
1. Разработка системы мероприятий по реализации программы по основным направлениям деятельности гимназии.
2. Проведение заседаний предметных кафедр, педагогического совета, совета классных руководителей, посвященных вопросам организации мониторинга и анализа его результатов.
3. Активное внедрение в практику программного продукта – «Электронный дневник».
4. Определение эффективности применяемых методик для оценки качества образования.
5. Корректировка содержательной, организационной и управленческой сторон в процессе реализации программы.
6. Оценка эффективности осуществления программы.

3. Обобщающий.(2015-2017)

Обобщение результатов работы, соотношение поставленным целям и задачам.
На заключительном этапе на основе проанализированной информации осуществляется ее интерпретация, прогнозируется дальнейшее развитие образовательного учреждения, формулируются выводы и рекомендательные меры по коррекции образовательного процесса и созданных для него условий в случае неблагоприятного прогноза, устанавливается, что необходимо и возможно подвергнуть коррекции для достижения более высоких результатов. Разрабатываются рекомендации по устранению негативных тенденций в ходе педагогической деятельности, в условиях реализации образовательного процесса либо в организации мониторинга.

8.5. Организация работы

Подпрограмма «Педагогический мониторинг как механизм управления качеством образования» - это долгосрочный проект социального и учебно-образовательного типа, составная часть программы развития гимназии.

У каждого классного руководителя, каждого учителя – предметника есть набор форм, выполненная в программах MS Word и MS Excel , с которыми они работают в течение учебного года. Информация обрабатывается определенным образом и по ней комплектуется единый электронный банк данных по школе.

Бумажный вариант данной электронной формы по классам оформляется в папки, с которыми работают администрация, классный руководитель, учителя – предметники, руководители кафедр и родители.

Индивидуальные папки формируются с 5 по 11 классы и представляют собой разработанную форму наглядности, в которой отражена учебная отчетность за четверть (полугодие) по классам и результаты сравнения срезовых контрольных работ с итоговыми отметками.

Модель мониторинга должна обеспечить полный его цикл (последовательное осуществление сбора информации, ее обработки, систематизации, глубокого анализа, оценки, интерпретации, прогноза дальнейшего развития и выработки коррекционных мер), так как пропуск (или искажение) любого из этапов этого процесса негативно отразится на качестве мониторинговой информации, а затем - и на принятых управленческих решениях.

Объектами педагогического мониторинга являются все участники образовательного процесса: администрация, классные руководители, учителя, ученики:

• для ученика определяется его рейтинг в классе и динамика успешности обучения по четвертям и учебным годам, начиная с 5 класса до выпуска; составляется долгосрочная индивидуальная карта успешности (Положение об учете динамики индивидуальных достижений учащихся во внутренней системе управления качеством образования в МБОУ «СГГ»);
• для учителя-предметника определяется степень сложности предмета для усвоения учащимися, что позволяет сделать вывод об эффективности и результативности используемых для преподавания педагогом методик; осуществляется сопоставление результатов срезовых работ с четвертными, годовыми, экзаменационными оценками (т.е. оценивается уровень преподавания предмета);
• для классного руководителя определяется уровень учебной мотивации класса и зоны учебной проблематики класса;
• для администрации определяется общая успеваемость по школе в течение исследуемого периода; индивидуально-дифференцированно диагностируется успешность обучения каждого ученика; определяется перспективное планирование мероприятий по повышению качества обучения и своевременной профилактики неуспеваемости по школе.

Примерная годовая циклограмма мониторинга (см. ссылку)

По каждому из видов мониторинга составляются аналитические отчеты, включающие графики, диаграммы, сводные таблицы.
Мониторинг каждого объекта осуществляется в три этапа:
1-й этап. Подготовительный - постановка цели, определение задач;
2-й этап. Практический - сбор и обработка информации;
3-й этап. Аналитический - систематизация полученной информации, анализ полученных данных, делаются выводы и разрабатываются рекомендации и предложения для дальнейшей работы.
Обобщения и распространения результатов мониторинга, обеспечение гласности результатов мониторинга осуществляется через информационные педагогические советы, заседания кафедр, родительские собрания, индивидуальные беседы с педагогами, классными руководителями, учащимися, родителями.

8.7. Ожидаемые результаты от реализации программы:

  1. Создание системы комплексного мониторинга результатов.
  2. Создание группы многообразных, универсальных и просчитываемых параметров мониторинга.
  3. Обеспечение качества образования в соответствии с требованиями модернизации образования.
  4. Использование результатов мониторинга как фактора, влияющего на систему повышения мотивации деятельности педагогов.
  5. Формирование информации необходимой для принятия управленческого решения.
  6. Дифференциация заработной платы персонала, позволяющая создать стимулирующие возможности поощрения.