МБОУ "СГ № 14"

164500, Северодвинск, ул.Торцева, 59
Схема проезда

Телефоны:

(8184)569838 - директор, секретарь

(8184)569416 - круглосуточная вахта

(8184)565888 - учительская

E-mail - gym14@mail.ru

Контактный адрес сайта sc14@epage.ru



Творчество учеников. 2018 - 2019
17 ОКТЯБРЯ в ЦКиОМе состоялась торжественная презентация альманаха "С юбилеем, любимый город!", посвященного 80-летию города Северодвинска. Участниками этого проекта стали наши юные поэтессы из 7Б класса Зябишева Злата и Минина Дарья, а также художницы: Инькова Маргарита, 9А, Исправникова Полина, 6Б , Лебедева Полина, 11Б, Наместникова Елизавета, 8В.



Творчество учеников. 2017 - 2018


23 АПРЕЛЯ 2018 года Международный союз книголюбов подвёл итоги Всероссийских детских конкурсов, объявленных в октябре 2017 года и приуроченных ко Всемирному дню книги и авторского права, который традиционно отмечается по инициативе ЮНЕСКО.
В номинации «Литературный конкурс коротких стихов, слоганов и лозунгов на тему «Пою моё Отечество, республику мою!» 2 место заняла наша гимназистка Никитина Алиса, 10А класс. Поздравляем юную поэтессу с достойной победой и верим, что впереди её ждёт ещё множество признаний и публикаций! >>>


Победители и призеры IV городского конкурса "Музыка слов"

В номинации «Стихи о любви» победителем стала ученица 10в класса Баджагсузян Ксения, диплом III степени получила ученица 10а класса Никитина Алиса.

В номинации «Философская лирика» диплом I степени получила Никитина Алиса, диплом II степени – ученица 7а класса Вайнер Мария.

В номинации «Стихи о природе» дипломом II степени отмечена ученица 6б класса Минина Дарья.

Приз зрительских симпатий завоевала Никитина Алиса, поразившая зрителей глубиной своих стихотворений.

Ученице 7а класса Мироновой Марии вручили специальный приз заместитель председателя Пушкинского общества г. Северодвинска Тарабычин К.В., отметивший её стихотворение как самое проникновенное, тронувшее душу читателя.

Были объявлены благодарности педагогам – наставникам: Капелиной Т.В., Стифоровой Ю.Н., Буланцевой О.В., Крамаренко В.Н., Частоступовой М.Г.


Снегирь

Прозрачный воздух, рощицы молчанье...
И неба голубого чистота -
То зимний день... его очарованье
И безмятежность ледяного хрусталя.

И даже ветви тоненькой берёзы,
Давно утратившей наряд,
В застывшем в воздухе морозе
Тревожить зиму не хотят.

В неизменяемой картине
Господства холода и льда
Мелькнула кисточка рябины,
А рядом - грудка снегиря.

И право, ожил лес уснувший,
И ветви закачались на ветру.
Расправив крылья, встрепенувшись,
Снегирь нарушил тишину.

Вспорхнул, крылом своим пестря
И яркой каплей уходя,
Исчез среди берёз.

Минина Дарья, 6 Б класс

 
Высокие люди Рейна

Высокие люди Рейна
Я слышу, вам шепчут звезды
Вы знаете их хореи
И ямбы того же роста

Вы пишите им записки
Они вам в ответ плеяды
Куда же до вас нам, низким,
Властителям звездопадов

Пред вами пустыня вселенной
Плетете вы косы кометам
Но знайте, сбежит из плена
Великий гнев Андромеды

Высокие люди Рейна -
Бегите из города в страхе,
Склоните пред нами колена,
Молитесь на звездном прахе

Несчастные беженцы Солнца
В лучами прожжёной рубахе
Над вами сиянье смеется
И Путь Млечный шлет вас к плахе

Остыли полночные звезды...
Вставайте, мечтатели Ниццы!
Покиньте кошмарные грезы
Бывает же, Рейн приснится

Никитина Алиса, 10 А класс
Возомнил ты себя французом

Возомнил ты себя французом,
Подчинив лишь одни полена.
Да, зовут тебя Урфин Джюсом,
Но запомни - святая Елена Погубила
и поставила
на колена
Одного невысокого труса.
Был богат он, не знал слОва "голод".
Отнимающий пальцы холод
Пробирается под кафтан.
Ты Уже и Ещё не молод,
Ты купился на жёлтый дурман-
Урфин, милый, это обман,
Неужели еще не понял?
Ты не помнишь меня... Неужели
Взял. Пришел. Да еще и отнял
Дивный сон упокоенной Элли -
Опоздал уж, меня отпели.
Брось Седан свой, "Наполеон",
Деревянное полчище - звери,
Вновь на маковом поле он.
Положи хоть цветы под двери
Я приду к тебе на поклон,-
НО
Ты уходишь в мороз в апреле
Мне не грустно, мне все равно
От занозы на сердце пусто
На мозаику сменил панно

Я не спорю о цвете, о вкусах,
Лишь смотрю тебе вслед сквозь стекло.
Передайте Урфину Джюсу -
Он получит свое Ватерлоо

Никитина Алиса, 10 А класс

 


Творчество учеников. 2016 - 2017

13 ноября 2016. Что такое "КультPROчтения"? Это экспериментальный музыкально-культурный городской проект, объединяющий людей разных поколений, взглядов и интересов. Мероприятие, основанное на красивом живом чтении и концептуальной музыке. В минувшее воскресенье на сцене "КультPROчтения" свои стихи читала Алиса Никитина (9 "А").
"Хочется поделиться с вами опытом участия в "КультPROчтении", мероприятии, которое предполагает художественную декламацию (Spoken word) литературных произведений, как стихов, так и прозы, под звучание самой разной музыки: psychedelic, deep, techno. Произведения могут быть как известных авторов, так и свои собственные. Я впервые исполняла свои стихи перед такой большой аудиторией, поэтому это было очень волнительно. Но атмосфера оказалась по-домашнему тёплая, а публика заинтересованная, несмотря на самый разный возраст слушателей. Было приятно поделиться с ними своими мыслями. Очень радует,что так много людей в нашем городе интересуются литературой. Всем рекомендую)" Видео


Творчество учеников. 2014 - 2015

Солдат
Весна, весна сорок пятого года!
Как долго ждал её солдат,
Как долго он не видел дома,
Как сильно он победе рад!

Вокруг него мелькают пули,
Под ним земля горит огнём!
А он идёт и не горюет,
Ему все беды нипочём!

И вот дошёл он до Рейхстага,
Советский флаг воздвигнул там!
Душа его горит отвагой!
Не позабудется он нам!


8 мая 2015 года
Крюков Игорь, 6 "В" класс

Памяти моряков Северных конвоев.
Я рисую на листке войну –
Корабли каравана «PQ»,
Это северный конвой идёт домой,
Но не увидят моряки дом родной.

Вот уже видны родные берега,
Заметает их снег и шуга,
Но всё ближе «мессершмиттов» вой,
Нет спасенья – всё накрыло чернотой…

Нет спасенья – всё накрыло чернотой!
Не увидят моряки дом родной –
Разные ребята разных стран –
Подо льдами погребён караван…

Качает море веники на волнах,
И «Память вечную» поют в псалмах
Морякам, что не вернулись с морей
И не покинули своих кораблей.

Леонтьева Александра, 5 "А" класс, диплом


Сказка о старике-умельце

Жили-были старик со старухой. Не было у них детей. Скучно стало старухе жить. Управится она по хозяйству и сидит целыми днями без дела, грустит да вздыхает.

А дед у неё был озорной, он на её последнем корыте как на сёрфе катался. На телеге с мотором от старого мотоцикла лучше Шумахера гонял. И сказала старуха деду, что плохо ей живётся без детишек. Дед подумал, взял кофеварку, комбайн, мультиварку, несколько шарнирчиков, болтиков, гвоздиков, гаечек и посудомойку. Смастерил из всего этого робота-андроида.

Старуха обрадовалась и назвала его ласково - Дроша. А деду дома не сидится, взял он гнилую столетнюю лодку, залатал и поехал на соревнования по гребле. А старуха и сыночек-робот дома остались. Вот бабка и попросила Дрошу нарвать ей ягод на варенье. Дроша постарался: мигом все ягодные деревья спилил, кусты выдернул и сидит ягодки с них обтряхивает. Ахнула старуха, хотела его наказать, но подумала, что он ещё неопытный и со временем всему научится.

Утром попросила старуха Дрошу кофе ей в постель подать, он пришёл и вылил горячий кофе прямо на кровать. Старуха еле успела под одеяло забиться. «Что же он бестолковый-то такой?» - подумала она. «Видать у него шарики за ролики зашли, подправить надо…» Взяла отвёрточку и подкрутила роботу гаечки в голове. И стал Дроша умный-преумный.

Пошёл он в школу. Дроша и учился хорошо, и ребятам на перемене кофе готовил, булочки выпекал. Освоил Дроша весь школьный материал за один год. И сказал он старухе: «Отпусти меня, маманя, в город. Я в университет поступить хочу». Погоревала старуха, поплакала и отпустила сыночка в Москву. Поступил Дроша в МГУ.

Стало опять скучно старухе жить, письма сыночку каждый день писала и слезами их поливала. Пожалел старик жену. Взял он швейную машинку и начал её разбирать. Забеспокоилась старуха, спрашивает его: «Ты почто новую машину ломаешь?» Старик отвечает: «Была машина, а стала Маша! Хорошая девка, ничего, что робот, зато послушная и работящая, на дискотеки не побежит, тебе помогать будет».

Старуха от радости руками всплеснула: «Такие умельцы, как ты, дед, только у нас на Руси и бывают!»

Костарев Марк, 5 "А" класс.
Сказка заняла II место во Всероссийском творческом конкурсе «Медалинград»
(руководитель Стифорова Юлия Николаевна, учитель русского языка и литературы)


Россия – Родина моя

Гуляет кто-то по Нью-Йорку и Парижу,
А кто-нибудь по Вестминстерскому дворцу
А я, закрыв глаза, деревню бабы Шуры вижу:
На лавке дремлет кот, и ходят куры по крыльцу.

Вот синий домик в маленьком саду,
И старая собака Эльба у ворот.
По вечерам лягушек хор орёт в пруду,
А утром звонко петушок поёт.

В подполье – мышки, в печке – пироги,
Хлопочет баба Шура в беленьком платочке,
А рядом в речке плещутся мальки,
Дед Витя веник вяжет на пенёчке.



У чистой речки небольшая деревушка, –
Край хорош для рыбаков.
За полем деревянная церквушка
И благовест колоколов.

Как хочется там снова оказаться,
Там Родины моей,- России середина,
Я с нетерпеньем лета жду, чтоб в Волге искупаться.
Оттуда моих предков вышла половина.

Пусть улетают в Турцию друзья,
А тётя слушает Биг – Бен…
Вытаскиваю раков, рву арбузы я,
Не ловит интернет и никаких проблем!
Леонтьева Александра, 5 "А класс"
Стихотворение заняло II место во Всероссийском творческом конкурсе «Медалинград»
(руководитель Стифорова Юлия Николаевна, учитель русского языка и литературы)

Ода гимназии
(в подражании «великому помору»
М. В. Ломоносову)
Волнуясь, на порог гимназии вступаем,
Мы открываем двери в Знаний Храм!
Звенит звонок, и тайны открывают
Науки неизведанные нам.

Её Величество История веков,
И Флора Биологии цветущей,
Царевна География морей, материков,
Богов Олимпа облачные кущи.

Стремимся мы проникнуть в знаний суть!
И вот уж тайны европейских языков
Для нас приоткрывают свой покров!
Шаг в будущее! Мы нашли свой путь!

Леонтьева Александра, 5 «А» класс.
Ода заняла III место во Всероссийском творческом конкурсе «Медалинград»
(руководитель Венгерович Марина Ильинична, театр-студия «Ключ»)


Творчество учеников. 2013 - 2014



Зыбина Эльвира, 6 Б класс

 

 

 

 

 

 

 


Осень долгожданная пришла,
Золотые листья принесла.
Светится дорога вся листвой,
Словно ручеёчек золотой.
«Разноцветья» весело кружат,
Дети в школу радостно спешат,
Шлёпают по лужам, прямо как лягушки,
Собирая листья в маленькие ручки.
Наступила школьная пора,
Золотая осень к нам пришла!

Лиза Стоцкая, 5 В класс
Фото - Давыдовой Валентины (выпускницы 2013 года)

Творчество учеников. 2012 - 2013

Победители конкурса "Пою мое Отечество"
Номинация «Чтение стихов собственного сочинения»

Кульминская Анастасия, 6 А класс
«В ту ночь ничто не предвещало боя…»

В ту ночь ничто не предвещало боя,
И взрослые, и дети мирно спали.
Никто не ожидал тревоги воя,
Никто не ожидал – на нас напали.

И на защиту Родины все встали,
Сражаясь доблестно и смерти не боясь,
За наши жизни, за свободу воевали
И меж боями пели, веселясь.

Пускай, порою долго голодали,
Пускай, давно не видели родных.
Свои родные Земли вызволяли
Из немцев рук, из рук людей чужих.

И шла война четыре долгих года,
Четыре года боли и смертей.
И шла война четыре долгих года,
Четыре года страха и потерь.

Сражаясь долго и упорно – победили!
С земель своих мы выгнали чужих,
Всегда мы нашу Родину любили,
И будем помнить о годах лихих!


Нестерова Анастасия, 7 В класс «Четыре года шла война»

Четыре года шла война,
Немало жизней унесла.
И помним мы все дату роковую,
И будем помнить мы её всегда!

Сомкнув полки, рванулся в бой
Отряд, ещё, за ним другой.
Фашисты в ужасе бежали
Через Европу по домам.

А мы за ними! Наступали
Мы по фашистским, по пятам.
Не зря сражались наши деды,
А ведь без боя нет победы.

Сквозь шквал штыков, сквозь пулей свист
К Берлину мы подобрались.
СССР надежда не терял...
Победы день свершился в мае!

И в сорок пятом на Рейхстаг
Воздвигнут был советский флаг.

Пянтонен Марита, 11 Б класс
«Лицо войны»

Лицо войны - что может быть страшнее?
Вы в юности смотрели ей в глаза,
И на войне взрослели вы быстрее,
И не одна скатилась по щекам слеза,
За тех, кто шел и бился до конца,
За тех, кто жертвовал собой на поле боя,
За сыновей, за мать и за отца...
Но вы сражались несмотря на горе,
Вы выстояли в схватке до конца!
Лицо войны - что может быть страшнее?
Ответ один - страшнее нет лица!

Вы шли вперед, мечтая о победе,
И не напрасно грезили ней.
Дышать спокойно могут ваши дети,
И в мире воспитать своих детей.
Мы поколение другое, мы иные,
Мы те, кого вы оградили от войны,
Но помним тех, кто подарил нам волю,
И вечной памяти останемся верны
.

ЦЕНА ПОБЕДЫ
Автор Никита Колодкин (9-Б)

Вы, читающие строки эти…
За вас когда - то умирали деды.
На той войне бойцов немало полегло,
А мы порой не знаем их имён.
Но благодарны им за то, что мы живём.

В кровопролитных боях близ Курской дуги
Они жизнь отдавали, чтоб нас всех спасти.
От мрази немецкой,
От гнёта поганой фашистской руки.
И никто не сказал:
«Нет! Боюсь! Не могу!»
Ни шагу назад: враг идёт на Москву!»

А в недрах Урала,
Там, где начинается Азия,
В столице танков и металла,
Ковалась победа, и возводилось человечества счастье.
Под звуки песен ломались там судьбы,
КВ и ИС'ы на запад уходили в составах.

А на улицах Ленинграда изможденные, но непобежденные
Люди вслушивались с надеждой в каждое из слов Левитана.
В наш век господства цинизма и засилья веяний грязных
Его нетленное слово светит мне особенно ясно.

Я твой, Россия,
И с дымом заводов я вдыхаю дух судьбы твоей славной.
Звенит весна над Полем Алым,
И памятью о былом нас освещает твоя великая слава.
Пусть здесь не Кали и не Италия,
Тут нет пальм, и не цветут азалии.
Но мы все видели сами своими глазами,
Мы знаем, где закалялась сталь!


Письма Ветеранам пишут ученики 8 "Б" класса

Краскова Анна

Гусева Софья

Копылова Диана

Для того, чтобы прочитать работу, наведите курсор на письма

Продолжение романа "Дубровский" пишут ученики 6 классов

Даниленко Лена

Злобина Анастасия

Ивченко Антон

Полетухин Роман

Рывкина Мария

Чтобы прочитать творческую работу, наведите курсор на книгу


"В мире художественного перевода"

Стихотворение Антуана Арно "Листок" в русской литературе. На уроке сравнивали переводы этого стихотворения В.А. Жуковского, Д.В. Давыдова и М.Ю. Лермонтова. Миша Крамаренко читал стихотворение Арно на французском языке, а Настя Злобина познакомила со своим вариантом перевода.


Странник

Сначала веру потерял,
Затем померкло сознание.
Возможно ли человеку так жить?
Нет, да и он потерял желание.

- Куда ты идешь? Где твой дом?
Почему ты так одинок?

А он не знает, что нам ответить.
Искал он смысл, но не нашел.
Плывет по реке, как лист осенний,
Не зная, куда его течение несет.

Продолжал искать что-то, но, кажется, зря.
Возможно, он оставил это позади себя.
А сейчас он застрял, изменить нельзя.
Навсегда часть его, до последнего дня.

Елизавета Жимкова 6 "А"

 

Осеннее настроение

Осень с багряными красками
Пришла в нашу долину.
Украсила улицы масками,
Нарисовала картину.

Жёлтые, красные листики
Висят на деревьях, как капельки,
Рисуют портрет нашей улицы,
Как будто кисточкой маленькой.

Но вижу птиц улетающих,
И тихо грусть пробирается.
Как жалко мгновений тающих,
Как жалко, что всё кончается.

Алексеева Люба 6 "А"


Конкурс поэтического перевода - 2012

My Teacher Sees Right Through Me
by Bruce Lansky

I didn't do my homework.
My teacher asked me, "Why?"
I answered him, "It's much too hard."
He said, "You didn't try."

I told him, "My dog ate it."
He said, "You have no dog."
I said, "I went out running."
He said, "You never jog."

I told him, "I had chores to do."
He said, "You watched TV."
I said, "I saw the doctor."
He said, "You were with me."

My teacher sees right through my fibs.
which makes me very sad.
It's hard to fool the teacher
when the teacher is your dad.

 
Куликов Матвей 6В класс, победитель городского конкурса (уч. Личутина И.К.)

Не сделал работу домашнюю я.
Учитель спросил меня, как это я
Работу домашнюю сделать не смог?
Ну, и зачем же пришёл на урок?

Ему я сказал, что собака моя
Её доедала в два часа дня.
И от него я услышал в ответ,
Что в доме моём и собаки-то нет.

Когда я сказал: "На пробежке я был",
Учитель ответил, чтоб я не шутил.
"Ну, хорошо",- вслух сказал ему я,
Другую причину придумывая.

"Я занят ведь был", - сказал я ему.
"Ты мультик смотрел",- головой он кивнул.
"Да нет же, у доктора был я вчера!"
"Со мной ты был рядом, уж вспомнить пора!"

Печально... Учителя не обхитрить,
И мыслей своих от него мне не скрыть.
А почему? Вот ответ наконец:
Ведь этот учитель - родной мой отец!

Стельмах Екатерина 6Б класс (уч. Личутина И.К.)

Не сделал я заданье,
Учитель возмущался,
Грозил мне наказаньем,
Как я ни отпирался.

-Его собака съела,
Когда я выбегал...
-Собаки дома нету,
Весь день ты пролежал.

Сказал я: "Мыл посуду!"
-Нет, телик ты смотрел!
-Я к доктору пробегал!
-Нет, дома ты сидел!

Учитель видит всё насквозь,
Расстроен я вконец!
Как трудно обмануть его,
Когда он твой отец!

Агванян Лия 6А класс (уч. Личутина И.К.)

Я сегодня не сделал уроки,
Мой учитель спросил: "Почему?"
Я сказал: "Для меня слишком сложно!"
"Значит, ты не старался, мой друг!"

Я воскликнул: "Мой пёс съел тетрадку!"
"И давно у тебя этот пёс?"
Я придумал: "Я был на зарядке!"
"Я не помню, чтоб ты любил спорт..."

"Ах, я вспомнил, я был очень занят!"
"Так ведь ты телевизор смотрел."
"Зуб болел, и я был у дантиста!"
"Ты со мной целый день просидел..."

Ничему не поверил учитель,
Он как будто насквозь меня видит!
Как же сложно хитрить и лениться,
Коль твой папа и есть твой учитель!

Творчество учеников 2011

Я знаю даты памятных побед…

Я гимназистка, мне тринадцать лет,
И о войне я знаю понаслышке.
Я знаю даты памятных побед,
И как на фронт стремились все мальчишки.

О том, как Брестской крепости бойцы
Стояли насмерть до последнего солдата,
Как добровольцами колонной шли отцы,
Чтобы сражаться от рассвета до заката.

Как в Ленинграде голод лютовал.
Мечтали люди о кусочке хлеба.
Но русский наш солдат не отступал,
Когда от взрывов полыхало небо.

Как в Сталинграде защищали дом.
Дом Павлова потом его назвали,
Всё было взорвано, разрушено кругом,
Но всё же Сталинград мы отстояли.

И наступил победный перелом,
Фашистов гнали прямо до Берлина.
Победа! Радость! Смех! Салют кругом…
И слёзы матери, что потеряла сына.

Я гимназистка, мне тринадцать лет,
Мой прадед тоже воевал когда-то.
Я в мае отнесу цветов букет
К могиле Неизвестного солдата.

Крупник Ирина, ученица 7 класса «Б»

Философский вечер

В городе вечер наступил
На дорогах отражается свет фонарей.
На небе – облик невидимых высших сил
И свет ведущих в рай дверей.
А фонари, что фонари?
Живи сто лет или умри.
Как просто все – нам не понять
Откуда мрак, на что пенять?
У каждого в жизни свои пути.
Цель не дана. Остаётся идти…



2007г.

Дождик

Дождик идёт навстречу прохожим.
Он на меня хочет быть похожим.
Хочет шапку надеть,
И в кроссовках ходить,
Хочет школьником быть
И рюкзак за спиною носить.
Но дождик горюет и мается –
Ничего у него не получается.
И решил он тогда остаться дождём.
И остался дождём в рассказе моём.


Меньшикова Мария, ученица 9 класса «Б»

Сами пишем сказки
Живое чудо

Я часто провожу лето у бабушки в деревне. Однажды, возвращаясь с прогулки, я встретила настоящее чудо.
После вчерашнего дождя на глинистой тропинке остались лужи, и я их старательно обходила. Мимо меня промелькнула необычно яркая тень и опустилась на землю шагах в десяти.
Птица? Не отрывая глаз от незнакомки, я подкралась поближе.
На мокрой тёмной глине сидела крупная изящная бабочка.
Махаон! Живой! Он был ещё прекраснее, чем на картинке в энциклопедии. Я оцепенела от волнения. Затаив дыхание, я любовалась махаоном.
Бабочка горделиво распахнула большие крылья необычной формы с хвостиками – косичками. На чёрном бархате крыльев горел жёлтый узор.
Будто почувствовав моё восхищение, она с королевским достоинством позволила мне насладиться своим великолепием. А грязная глина, будто трон, только подчёркивала её красоту.
Через секунду несколькими сильными взмахами бабочка взмыла вверх и унеслась вдаль. Но ощущение счастья от встречи с волшебным творением природы осталось со мной навсегда!

Иевлева Аня, ученица 5 класса «Б»

Лингвистическая сказка
О том, как поссорились гласные и согласные

Жили-были в учебнике русского языка буквы гласные и согласные. Гласные буквы были модницы и кокетки. Любили они петь на разные голоса и танцевать. Согласные были дружными, работящими ребятами.
Однажды гласные и согласные поссорились. Модницы и кокетки сказали: «Вы, братья согласные, сердитые и скучные». А те ответили: «А вы, гласные, грубиянки и лентяйки!»
Гласные буквы хмыкнули, встали в хоровод и запели: «А-о-и-э-у-ы!!!» Зажали уши согласные. Прямо кошачий концерт! Никакой песни без согласных у них не вышло.
Засмеялись согласные над гласными и стали продолжать начатую работу. Одна просит другую: «Дй, пжлйст, мн вдр». Другая спрашивает: «Чт, чт? Н зн». Так и встала работа. Недаром говорят: «Артельный горшок гуще кипит». Или: «Дружная работа лучше спорится».
Посмотрели друг на друга гласные и согласные и решили помириться.

Удин Тихон, ученик 5 класса «Б»

Лингвистическая сказка
Парная согласная

Как-то раз приезжала к бабушке её родственница из деревни. Перед приездом она прислала письмо с просьбой написать, какой у неё кот. Бабушка тогда очень удивилась, ведь кота у неё не было.
Недоумевающая бабушка позвонила родственнице и сообщила, что у неё нет никакого кота. А Пелагея Афанасьевна сказала ей, что в письме спрашивала про код на двери!
Так пошутили парные согласные над бабушкиной родственницей.

Фефилова Яна, ученица 5 класса «Б»

Лингвистическая сказка
О глухих и звонких согласных

В городе Лингвистика на улице Фонетика стоит двухэтажный дом. В нём живут озорные братья, согласные звуки. На первом этаже квартиры глухих согласных, на втором – звонких. Они любят пошалить. Их любимая игра называется «Делай, как я». Командует в этой игре всегда второй звук, а первый ему подчиняется. Если второй звук глухой, первый тоже становится глухим. Вслушайтесь в слово «сказка»! Что звучит пред глухим [К]? Звук [С]! А какой звук перед звонким [Б] в слове «просьба»? Конечно, мягкий [З']! Если второй звук звонкий, первый тоже звонкий.
Так звуки в слабой позиции создают «ошибкоопасные места». Чтобы не запутаться в игре «Делай, как я», надо звать волшебников на помощь. Эти волшебники – гласные и сонорные звуки. Они помогут ска [С] ку превратить в ска [З] очку, а про [З'] бу в про [С'] ить.
Зная это правило, ты всегда будешь победителем в игре звуков.

Гусева Софья, ученица 5 класса «Б»

По стопам Сени Малины
Посвящение С. Писахову
Театральны утки.
Сказочная быль по Степану Писахову, рассказана Сеней Малиной, а нами записан, да правдиво изложена.

Сказыват, что всяки разными чудесами да причудами богат наш край Северный. Вот послушай, кака удивительна история случилась в самом устье Двины Северной недалеку от деревни Уймы в городе Северодвинском.
Городишко энтот не большой и не малый, поболе Уймы будет, да поменее Архангельску. Но - порато (очень-авт.) чистый да культурный. Стоит он на трех аль четырех озерах, да на котором одном из них Театр стоит драматический. А на озеро то, что ни весна - утки, да бакланы, да лебедья разные кажный год повадились слетаться да размножаться. Горожане тож, ничаго, уткам рады, хлеб им целый день кидат да ребятишек своих развлекат. Животина летательна тем самым кормитца да еще больше в числе своем умножатца, а между делом, так сказать, зрелища театральны посматриват да культурой образовыватца. И так это дело захватило пичугу, что порою и забыват вызняться (взлететь-авт.) от собак балованных да выдер аль ондатр местно-плавающих. Но горожане завсегда на чеку - собачку какую отгонят, выдерку обратно в красну книгу попросят вернутца, лишь бы утки целы да образованы были. Те и стараются, жир нагуливают, да не так просто, как оказалось, да повелось потом и до сих дней, а с пользою...
...Наступили холода осенни, ветер, слякоть паршива погода - утки не улетат. Снежок попробовал да морозец припудрил носы - утки не улетат. Погода туда-сюда: то холод, то мразь, то дожжи со снегом. Нипочем все птице, сбилась в стаю, кто крылом, кто шапкой овчинной, кто тулупчиком от горожан обзавевшись, укрылся да холодов лютых дожидатца, хлеб горожанский жует, спектакли смотрит, на жизнь утячью не жалуется.
А как наступили Рождественски празники да Новый год, так и начали стаи утины активну новогодню программу-кампанию разворачивать. К тому времени развелось их видимо-невидимо, на кажну городску семью по утке, да еще с полсотни аль с полтысячи на озере в резерву осталось. Те утки, что побойчее, мешок с яблоками за спину - и по домам. В хаты городски заходят, тарелку поглубже у хозяйки просят, в нее с яблоками садятся да на стол праздничный просятся - собой стол украшат, песни новогодни да праздничны исполнят. Горожане такой забаве довольны, а ребятишки хозяйски - те от счастья повизгиват да приплясыват.
Сполнит така утка обряд праздничный, мешок пустой подставлят хозяевам, те ей пряников да конфет утятам отсыпят да до порога с почестями проводят. Конечно, и без курьезов не обошлось. Какой подвыпивший мужик слегка утку вилкой ковырнет, а та ему полны уши накрякат, а кака утка сама разгулятца, со стола слезать не хочет, так ее хозяева не прогоняют, а до хрипу просят песни крякать, потом с утра безголосую выправаживат да наказуют в вечеру с голосом новым да сильным быть к столу с утятами. Так утки и промышлят.
А что ж те, что в резерве остались? А те, запасны птицы, уже таки образованы да культурны стали, что представление новогодне прямо на льду показыват, кругами пляшут да фейверты в небо пускат. Весь город три недели к ряду гулят, пока представленья утины не окончатся да горожане по домам не разбредутца. Отдохнут малость и опять за игрища да забавы зимни. Так до весны и куралесят. А по весне - стоп! Пора гнезда вить да приплод вырастат, к зимним праздникам жир нагуливат да образованье театрально получат. Так и живет горожанин - от весны до зимы, от зимы до весны, с утиной стаей - душа в душу, а та ему летом глаз радует, а зимой за корм добром отплачивает.
21 декабря 2009 года.

Придумано и обсуждено с участием ученика 1 а класса Саввы Щусь.


Северна репка
Летом у нас на Севере солнце круглые сутки по небу мотается, спать не дает. Зато для растительности энто суща благодать: всяк овощ так и прёт из земли, удержу нет.
Посадил я в прошлый год в огороде репу. Выросла репа большая-пребольшая. Стал я её тянуть — с места не стронул. Позвал жону — вдвоём тянем-потянем, вытянуть не можем. Об ту пору у нас внучка из городу гостила, призвали и её на подмогу. Ухватилась внучка за бабку, та за меня, я за репку — тянем-потянем, вытянуть не можем. Жучка по двору бегает, бессмысленно лает, только от дела отвлекат.
Сосед увидал, как мы маемся, говорит:
— Есть така машина с ковшом, икскаватор по-научному называтся, он, что хошь, из земли выроет.
Но не согласился я иностранну технику на свой огород пушшать. Сам, говорю, посадил репу, сам вырастил, сам и урожай соберу.
Прилег под репой и стал думу думать, как энту промблему решить. Час лежу, другой — проголодался. Отколупал от репы небольшой кусок — полпуда, не боле. Репа сочна, ароматна, сахарна! Не заметил, как цельну пещеру в ей выел. Тут дождь припустил, я от сырости в энтой пещере и укрылся. В репе тепло, сухо, глазу приятственно. Так и остался здеся: в репе живу, репой кормлюся.
Да ты не стесняйся, гостюшко, отрезай с любого угла сколько хошь, угощайся моей репкой. Я себе сейгод ещё больше выращу.


Руслан Михайлов, 2 «В» класс


Дизайнгуси Бабуси - Ягуси
Сказывают про край наш северный, что суров он и диковат. Да так ли это?
Подарил как-то Бабе Яге Кощей на день рождения сервиз чайный, да разбился тот вскоре. Осталось только одно блюдечко с голубой каёмочкой. Смекнула и сделала из него Баба Яга Интернет старинный: положила на блюдце яблоко и катает его по кругу. Пялит шары Яга: в заморских землях замки, сады, пирамиды. Интернет в ларец убрала да и пошла шастать по лесу, ноги свои разминать по округе, гусей пасти. Вертается, а избушка на курьих ножках во мху, крыша черепицей не крыта, да и садов нет вокруг. Доколе можно так жить! Занялась тогда Баба Яга дизайном интерьера и ландшафта, чтоб не хуже, чем у иностранцев было.
Избушку на страусиные ножки поставила, мансарду
надстроила, внутри ламинат положила. Живёт, не тужит. Да
пригляделся её глаз к новой обстановке, не радует ничего уж боле.
Мается Баба Яга, занятие себе ищет. Попутешествовать решила.
Пошла вилла на страусиных ножках но сторонке русской северной.
Где останавливалась на привал Бабуся Ягуся, там всё преображалось. То борок сосновый с мягким мхом, точно ковер персидский, то речушка звонкая, а то и море целое да Белое и остров розовый. Но беда приключилась. Запнулась вилла на страусиных ножках о ледяные торосы да и развалилась, и всё внутри неё побилось. Страусы-то в наших местах не живут. Попсихнала, попсихнала Баба Яга да и подалась в лесную чащу на старой ступе с метлой. Спряталась в глуши и не кажится боле, так и не обустроила сторонку северную. Жаль, конечно, да что поделаешь, А край-то наш действительно красив!

Вострых Влада, 10 лет, СГТ 4 класс «В»


Как школу всей Уймой ставили.
Обо всем в Архангельском нашем крае я рассказывал, а про деток малых-то позабыл. Хороши у нас детушки: отцу с матерью, бабушкам-дедушкам рады помочь всей своей малой силушкой. Голосу неперечливого, нрава веселого. И мы для них рады стараться. Все думы передумали, как сделать, чтоб была жизнь у них всегда своеправильной да хорошей.
Тут внучка моя, Дуня Малина, смышлена, вся в меня, и говорит:
- Дедунюшка, а сделай нам школу. И чтоб саму лучшу.
Мне не привыкать работать на обчество. Да и дело, вишь, всему селу пользеносно.
Вышел я на край Уймы. Выбрал место наикрасивейшее, чтоб с радостью и хотением туда детки бежали. Вместо крыши самы толсты снежны облака выложил, чтоб холоду не пускат. Елки-сосенки вместо стен просились, да попросил я огодить, чтоб в играх-беганках ребята носы не запоранили.
Прибежали жонки уемски, спознали, что творю, о чем забочусь. Тоже хлопотать принялись. Из козуль стенки наставили: и детишкам приятность от мамкиных рук дела, и к красоте да порядку сызмальства приучаются.
Отцы и деды бородаты тоже уважение к делу проявили. Нагнали со всего Бела моря трески для школьной столовой - вот и готовы на весь год обеды самовкусны: и первое, и второе, и компот.
А для освещения ясного Полярну звезду с созвездиями приспособили.
Учиться как раз вовремя порешили: все летни дела переделали, полярна ночь тут как тут. Ну как не новый учебный год?
Детишек всем селом в школу провожали. Кажжому букет с северным сиянием надергали, оно и радо переливаться, школу украшаючи.
Во дворе их директор встречат, я то есть. И учителя, конечно, самолучши.
Учителями математики порядились белые медведи. Они у нас на базаре молоком и семечками торгуют и сдачу всегда правильно сдают.
По рукоделию это моя жонка - первая мастерица. Известно, что до труда сама великая охотница и другим спокою не даст. В школе ей раздолье, всему деток научит: и как в огороде пахать, как белье катать, и в море ходить, и рыбу солить, в лесу ягоды брать, прячь, белить и ткать. Всё детушкам пригодится.
По истории ж опять главный я. А кому ж, ежели Мамай и Наполеон мне, как личности, со всех сторон своеизвестны. Будут детушки про славу родного края знать, не вырастут из них Иваны, родства и благости к Северу не знающие.
Собака Розка за физкультуру ответственна. Чтоб на охоту ходить, надо лапы крепкие иметь, зорким глазом глядеть и силушку добычу домой тащить.
А Перепелиха у нас вместо звонка школьного. Как голос подаст, так сразу матерям в деревне слышно: урокам конец, сейчас ребятишки побегут молоко пить.
Так всем миром деток теперь и учим. А для самых к наукам склонных наш известный помор Михайло Васильевич Ломоносов в Москве университет основал.
Растут наши детушки, умнеют родителям на радость, а белу свету на велику пользу.


Рыбные гонки
Раньше посвящение юношей в мужчин происходило таким образом: заданием для юношей было переплыть реку Двину. Однако о лодках в то время еще не знали, вот и решили: какую рыбу поймает юноша, на такой он и поплывет.
Вот Малина забросил невод и вытащил щуку в пятьсот аршин длиной. Сел Малина на эту щуку и поплыл через Двину, но не успел он доплыть и до середины реки, как щука заговорила с ним человеческим голосом.
Говорит щука: «Отпусти меня Малина, а я тебе столько рыбы приведу, что на весь твой век хватит».
Отпустил Малина щуку. Однако родители Малины расстроились и сказали: «Зачем ты рыбину отпустил, на чем реку переплывать будешь, ох не прошел ты испытание».
Но после этого случая рыба в сети Малины стала попадаться всегда и в большом количестве.


Сказка о том, как в Уйме волшебное дерево выросло
В нашей деревне жонки любили всяк диковинку выращивать и потом хвастаться друг перед дружкой. Сидел я однажды около дома, ел яблоко, да бросил косточку в землю. А на следующий год лето выдалось жарким. Жара была градусов сто пятьдесят, и выросло на том месте чудо-дерево. И яблоки, и груши на нём росли. А на следующий год лето ещё жарче было: плюс двести. Да на дереве-то нашем стали не только яблоки и груши расти, но и апельсины, орехи, хурма с арбузами. Вся деревня ходит на диво дивное посмотреть да фруктов подсобрать. А дерево все растет и растет, совсем огромное стало, до луны доросло. И стали ребята по дереву на луну забираться да гулять там, а потом всяк дивны рассказы сказывать. Так бы и росло в нашей деревне тако дивно дерево, если бы однажды не захотелось всем разом на луну залезть. Как полезли все, а дерево не выдержало, зашаталось и сломалось. Полетели все вниз: кто на крышу упал, кто в реку, а кто и прямо к себе домой улетел. Вот как любопытство-то сгубило народ.


Творчество выпускников

Десятая осень нежданно пришла,
Смущенно вступила в знакомые классы,
Устало сняла беззаботности маску,
Тревоги, надежды с собой принесла.


Десятая осень глядит желтизной,
Последняя милая школьная осень
С звонками, порой ненавистными очень
И очень желанными тоже порой.


С уроками, с дрожью контрольных работ,
С коротким мгновеньем большой перемены,
С обедом – отрадой для всех поколений,
С горой ученических наших забот.


…А вроде недавно, в другом сентябре
Под небом, раскинувшим темную крышу,
Стояли гурьбой, необычно притихшей
В еще незнакомом нам школьном дворе.


И новая форма, и новый портфель,
В линейку листок ослепительно белый,-
Пред всем этим тайно мы благоговели…
Как это смешно и наивно теперь!


…А жизнь продолжалась, отличная жизнь.
Мы долгой зимой теоремы зубрили,
Законы, теории, формулы, силы,
Учились мечтать и учились дружить.


Казалось, конец никогда не придет
Той жизни беспечной, стремительной, людной,
Нам стали привычными школьные будни,
Стал временем года учебный год.


Последняя школьная осень пришла,
И пусть не скупится на дождь и ненастья,
Подарим ее талисманом на счастье
Всем тем, для кого стала первой она.

Выпускница 1986 года Ночуйкина (Гараненко) Анна (в настоящее время обозреватель отдела городских новостей газеты "Известия" г. Москва). Стихотворение было написано к 1 сентября 1985 года.