МБОУ
"Северодвинская гимназия №14"

164500, Северодвинск, ул.Торцева, 59
Схема проезда
Паспорт дорожной безопасности

Телефоны:

(8184)569838 - директор, секретарь

(8184)569416 - круглосуточная вахта

(8184)565888 - учительская

E-mail - gym14@mail.ru

Контактный адрес сайта sc14@epage.ru

Образовательная программа

МБОУ «Северодвинская гимназия № 14»

Физическая культура
5 - 11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 5 -11 классов. Авторы: доктор педагогических наук В.И, Лях, кандидат педагогических наук А.А.Зданевич. М: Просвещение, 2008. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

В образовательном процессе используются учебники:
Учебник «Физическая культура 5 класс» А.П. Матвеев. М.: Просвещение, 2011.
Учебник «Физическая культура 6-7 классы» А.П. Матвеев. М.: Просвещение, 2011.
Учебник «Физическая культура 8-9 классы» В.И. Лях; А.А. Зданевич. М.: Просвещение, 2010; 2011.
Учебник «Физическая культура 10-11 классы» В.И. Лях; А.А. Зданевич. М.: Просвещение; 2011.

В Северодвинской гимназии № 14 физическая культура является одним из основных компонентов образовательного процесса, так как позволяет удовлетворить потребность общества в достижении оптимального уровня физкультурного образования, физического развития, двигательной подготовленности и состояния здоровья учащихся. Физическая культура органически включена в общую систему образования и воспитания учащихся гимназии. Предмет «Физическая культура» формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к своему телу, содействует воспитанию волевых и моральных качеств, необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования.

Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Образовательный процесс учебного предмета «Физическая культура» направлен на решение следующих задач:
1. содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
2. обучение основам базовых видов двигательных действий;
3. дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости);
3. формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
4. выработку представлений о физической культуре личности и приёмах самоконтроля;
углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
5. воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
6. выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
7. формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
8. воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
9. содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.

В рабочей программе учтены прохождение разделов лёгкой атлетики, общей физической подготовки (занятия в тренажёрном зале), спортивных и подвижных игр, гимнастики, настольного тенниса, лыжной подготовки (региональный компонент), а также теоретические сведения. В ней предоставлены изучаемые на уроках физической культуры учебные темы и поставлены поурочные задачи обучения в общеобразовательной школе.

Существенной разницы в объёме и сложности материала по двигательным умениям между классами нет: в основном идёт повторение по всем разделам учебной программы и упражнениям для развития двигательных навыков и способностей. Сконцентрировав своё внимание на уровень подготовленности, в программу включены и подобраны подвижные и спортивные игры с учётом возрастных и физиологических особенностей учащихся.

Для определения уровня физической подготовленности учащихся используются тесты с определением своих конкретных нормативов для каждой возрастной группы.

График проведения контрольных уроков по тестированию в планировании примерный, так как учитель ориентируется на предварительную работу с учащимися с таким расчётом, чтобы к моменту контроля ученики готовились выполнить соответствующие контрольные упражнения. К тому же существенно приходится учитывать природные условия района Крайнего Севера, так как школьники в течение 3 четверти осваивают навыки лыжной подготовки, являющейся региональным компонентом программы предмета «Физическая культура».

Оценка успеваемости складывается главным образом из качественных критериев оценки (отметки) уровня достижений учащегося, к которым относятся: качество овладения программным материалом, включающим теоретические и методические знания, способы двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, а также их количественных показателей, достигнутых в двигательных действиях. Кроме этого при оценке достижений учеников учитель ориентируется на индивидуальные темпы продвижения в развитии их двигательных способностей, учитывает группу здоровья, психофизиологические особенности учащихся. Особого внимания заслуживают систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями и интерес, проявляемый при этом, умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни, высокий уровень знаний в области физической культуры и спорта.

Большое значение в рабочей программе придаётся решению воспитательных задач: доброжелательного отношения друг к другу, умения и желания оказывать помощь, дисциплинированность, корректность, требовательность к себе, выработку привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, воспитанию ценностных ориентиров на здоровый образ жизни.

Данная программа рассчитана на 102 часа в 9,11-х классах и 105 часов в 5-8-х при трёхразовых занятиях в неделю.

Использование рабочей программы и тематических планов позволяет правильно организовать двигательную активность учащихся, удовлетворять естественную потребность растущего организма в движениях и повысить сопротивляемость организма неблагоприятным внешним условиям, а также позволяет управлять интенсивным развитием форм и функций организма.

Условные обозначения в тексте программы:
Р - разучивание новых упражнений;
З - закрепление пройденного материала;
С - совершенствование пройденного материала;
У - учет и контроль умений и навыков;
+ - развитие физических качеств, прохождение учебного материала.

В результате освоения содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Знать:
• основы истории развития физической культуры в России;
• особенности развития избранного вида спорта;
• педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;
• биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
• физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
• возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;
• психофункциональные особенности собственного организма;
• индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
• способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
• правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.

Уметь:
• технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
• проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения
• разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
• контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
• управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
• соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
• пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.