МБОУ
"Северодвинская гимназия №14"

164500, Северодвинск, ул.Торцева, 59
Схема проезда
Паспорт дорожной безопасности

Телефоны:

(8184)569838 - директор, секретарь

(8184)569416 - круглосуточная вахта

(8184)565888 - учительская

E-mail - gym14@mail.ru

Контактный адрес сайта sc14@epage.ru

Образовательная программа

МБОУ «Северодвинская гимназия № 14»


ОБЖ 10-11

Пояснительная записка

В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» и указаниями Департамента образования Архангельской области (исх. 03-09/367 от 27.03.2001 г.) учебный предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) включен в инвариантную часть федерального компонента Базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования и на ее изучение в 10 - 11 классах обязательно отводится по одному часу в неделю за счет времени инвариантной части плана.

Учебная программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11-х классов разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования на основе учебной программы, рекомендованной Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации (письмо №714/11-12 от 14.05.99 года) и предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы.

Данная программа предназначена для обеспечения базового уровня подготовки учащихся в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования с учетом перспектив развития содержания образования в области безопасности жизнедеятельности.

Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена на основе авторской образовательной программы под общей редакцией А.Т. Смирнова.
“Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений»: авторы А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, М.В. Маслов. Сборник: «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы» под общей редакцией А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2010.

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10-11-х классах направлено на достижение следующих целей:

- воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;

- развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения здорового образа жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
-
- освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жиз¬ни; о государственной системе зашиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;

- формирование умений: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства. В курсе ОБЖ для 10-11 классов завершается обучение учащихся правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

Структурно программа курса ОБЖ состоит из трех содержательных линий: безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний и здорового образа жизни, основы военной службы.

В программе реализованы требования Федеральных законов "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 г. №53 "О воинской обязанности и военной службе", Постановлением Правительства РФ от 31.12.1999 г. №1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» и письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 14.07.98г. № 1133/11-12 в программу курса ОБЖ для обучающихся 10-11 классов введен раздел "Основы военной службы".

Раздел "Основы военной службы" органически связан с другими разделами курса и направлен прежде всего на подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах РФ, выполнение конституционного долга по защите Отечества, патриотическое (военно- патриотическое) воспитание старшеклассников. В ходе изучения курса ОБЖ обучаемые получают сведения об обороне государства, истории создания Вооруженных Сил, их организационной структуре, функциях и основных задачах, боевых традициях и символах воинской чести, о воинских обязанностях граждан.

В соответствии с приказом министра обороны РФ и министерства образования РФ от 3 мая 2001 г. №203/1936 в целях закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков программой курса предусмотрено проведение практических занятий в форме учебных сборов с юношами 10-го класса на базе воинских частей, определяемых военными комиссариатами, или на базе учебных учреждений Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) в конце учебного года. На проведение учебных сборов выделяется пять дней (40 часов учебного времени).

Разработанная учебная программа курса ОБЖ предусматривает совместное изучение учебного материала юношами и девушками. Вместе с тем тема "Учебные сборы" (10 класс) и тема "Особенности военной службы" (11 класс) являются не обязательными для девушек. В это время с девушками организуются занятия по специальной программе "Основы медицинских знаний и здорового образа жизни", направленной на формирование понятий нравственного, физического и репродуктивного здоровья женщин; изучение вопросов, связанных созданием семьи.

Преподавание курса ОБЖ в 10 - 11 классах проводит преподаватель-организатор курса ОБЖ, должностные обязанности которого утверждены постановлением Минтруда России от 7 августа 1995 г. № 46. Занятия по отдельной программе с девушками рекомендуется проводить учителям биологии или специалистам, имеющим медицинское образование, либо прошедшими соответствующую подготовку в системе дополнительного образования.


Виды и формы контроля:
Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.

Ученик должен знать:

- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
- правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
- соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе;
- о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; - о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах;
- правила поведения населения при авариях;
- классификация АХОВ по характеру воздействия на человека;
- организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах.

Ученик должен уметь:
- предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
- принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;
- оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
- выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.