МБОУ
"Северодвинская городская гимназия"

164500, Северодвинск, ул.Торцева, 59

Схема проезда

Телефоны:
(8184)569838 - директор, секретарь

(8184)569416 - вахта

(8184)565888 - учительская

E-mail - gym14@mail.ru

Контактный адрес сайта sc14@epage.ru

О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

Домашнее задание – как и все педагогические мероприятия – способствует развитию личности учащегося.

Психологи установили, что усвоение знаний и способов деятельности намного прочнее, если оно рассредоточено во времени. Первичное восприятие и закрепление знаний на уроке при любой сколь угодно эффективной организации учебного процесса должно обязательно подкрепляться последующим обдумыванием, применением нового знания, увязыванием нового со старым, его творческой переработкой.

Только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно обдуманы, пережиты. И если первичное восприятие и закрепление знаний может быть фронтальным, то последующая работа должна быть индивидуальной, самостоятельной, в том объёме и темпе, которые необходимы каждому ученику для полного и прочного усвоения материала.

Это возможно только в условиях самостоятельной учебной работы дома.

Главное назначение домашнего задания:
— воспитание волевых усилий учащегося, ответственности и само¬стоятельности;
— овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;
— формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;
— формирование исследовательских умений ученика (сопоставле¬ние, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).


Факторы, которые влияют на успешность выполнения домашней работы:
- внешние - правильный режим работы; оборудование места для занятий; определение оптимального порядка приготовления уроков
- внутренние - это умение регулировать собственное поведение; умение быстро включаться в работу


Начнем с умения регулировать собственное поведение. Практика показывает, что и школьникам, также и родителям не всегда удается справиться именно с этой проблемой. В школе все очень просто. Учитель полностью управляет учебным процессом, деятельностью ученика. Другое дело дома. Там никто не руководит поведением школьника так, как это делает учитель в классе. Все необходимые установки ученик должен отдать себе сам. А он зачастую или не знает их, или не умеет сказать себе о них и выполнять.

Следовательно, научить детей учиться – значит научить их организовывать свое внешнее поведение. Взрослым важно выработать у ребенка привычку быстро переключаться с одного дела на другое; отделять свободное время от времени, когда он занят чем-то серьёзным; не позволять ребенку игнорировать слова взрослых; настраивать делать всё необходимое с первого напоминания.

Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования показали, что воспитание привычки к систематичной работе начинается с установления основательного режима занятий, без которого не могут быть достигнуты серьёзные успехи в учёбе. Вот почему садиться за уроки надо всегда в одно и то же время. Поначалу это требует определённых усилий со стороны школьника, но постепенно вырабатывается привычка. Хорошо известно, что школьник, привыкший заниматься в одно и то же время, не только чувствует приближение этого времени, но, более того, у него появляется к этому времени осознанное или неосознанное предрасположение к умственной работе. Это, несомненно, влияет на качество выполняемой работы.

Рассмотрим ещё один важный момент, которому взрослые порой не придают значения. Речь идет о том, что ученик должен иметь постоянное место для занятий, полностью отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям. Хорошо организованное рабочее место настраивает ученика на серьёзную работу, сокращает период «втягивания» в неё. В школе с первых дней ребёнок настраивается на правильную организацию рабочего места и понимает, что это место должно быть только для работы. Это помогает выработать у ученика привычку к внутренней мобилизации с момента начала занятий.

Часто возникают вопросы:
«В каком порядке делать уроки?»,
«С чего следует начинать: с устных или письменных, трудных или легких, интересных или скучных?»

Ответить на эти вопросы нелегко, прежде всего, потому, что нет и не может быть единого порядка приготовления уроков, рационального для всех школьников. Для некоторых детей является проблемой сделать выбор, с какого задания начинать выполнение домашней работы. Они могут очень долго мучиться над ее решением. Целесообразно предложить им начинать выполнение заданий с самых легких. Таким образом, у ребят оказывается выполненными большее количество задач и упражнений, что порождает чувство удовлетворенности.

Как же приучить ребёнка самостоятельно оценивать трудности выполняемой работы? Для начала пусть сам школьник расположит по степени трудности заданные уроки, а после того как они выучены, посмотрит, согласен ли он сам со своей предварительной оценкой трудности. Когда он научится это делать более или менее безошибочно, он должен определить, какие из изучаемых в школе предметов ему выполнять легче, а какие труднее. Научившись сопоставлять трудность различных школьных предметов, ученик будет уже в состоянии представить себе сложность задаваемых на сегодня уроков.

Нельзя оставлять без внимания такой фактор, как чередование предметов точных и гуманитарных: такое переключение внимания способствует лучшему усвоению материала уроков и позволяет отдохнуть нервной системе.

Необходимо довести до сознания ребёнка одну простую истину: только повторяя урок самому себе, друзьям, родителям, можно убедиться, выучил ты его или нет. Иначе говоря, показать контролирующую функцию повторения. Чем раньше поймёт школьник необходимость постоянного самоконтроля, тем лучше. Родители часто допускают ошибку, беря на себя большую часть контроля над выполнением домашнего задания. На первых порах подобная помощь необходима. Но, оказывая её, взрослые должны всё время помнить, что главная цель заключается в том, чтобы всему этому постепенно научить самого ребёнка. В противном случае ребёнок не чувствует ответственности за плохо выполненное задание, не проявляет самостоятельности. Чтобы учащиеся могли планировать свои действия, определять учебную задачу заданий, рекомендуется обучать их пользоваться памятками.

Правила, которые родители должны учитывать
при организации учебной работы школьников:


1. Знания, которые получил ученик на уроке, откладываются лить в оперативную, кратковременную память. Чтобы перевести их в долговременную, необходимо осуществить их повторение, то есть выполнить домашнее задание,
2. Сущность домашней учебном работы состоит в самостоятельном выполнении заданий по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала.
3. Домашнее задание по каждому предмету необходимо выполнять в день его получения и накануне очередных занятий повторять.
4. Приступая к выполнению письменных заданий, ученик должен внимательно просмотреть те упражнения, которые выполнялись на уроке, и вспомнить теорию по данному вопросу.
5. Между подготовкой домашних заданий gо отдельным предметом необходимо делать перерыв 10-15 минут для отдыха и психологического переключения на другой вид деятельности. Во время перерывов нельзя смотреть телевизор, спорить… Лучше выполнить легкую физическую работу или прогуляться на свежем воздухе,
6. Очень важно, чтобы домашние задания выполнялись ежедневно в одно и тоже время и на постоянном месте, что создает психологический настрой на прочное усвоение изучаемого материала.
7. Весьма полезно непосредственно перед сном уделить 10 минут беглому просмотру (повторению) изучаемого материала по учебникам.